В России женщин-машинистов пока немного. Возможность работать в составе локомотивных бригад у женщин появилась четыре года назад. Первой, кто освоил специальность машиниста локомотива пассажирского поезда, стала Оксана Соколова из Свердловской дирекции тяги.
В 2021 году она ушла из сферы торговли в РЖД. Сначала прошла обучение по специальности «помощник машиниста», стажировку, переподготовку на машиниста, а в марте 2023 года отправилась в первый самостоятельный рейс. Сейчас она управляет электровозами ЭП2К и водит пассажирские поезда дальнего следования на участках Екатеринбург — Дружинино и Екатеринбург — Тюмень.
В интервью, состоявшемся в рамках конференции-практикума для студентов факультета журналистики УрФУ, который организовали в Доме журналистов Свердловская железная дорога и РБК Екатеринбург, Оксана Соколова рассказала о выборе профессии и сложных ситуациях в дороге.
— Вы получили права на управление электровозом в 41 год. Как вы пришли в профессию?
— Я за жизнь сменила много специальностей. Однажды увидела объявление об обучении на помощника машиниста и решила его пройти. Окончив курсы, занялась повышением квалификации. Как только появилась возможность быть не просто наблюдателем, а управлять поездом — была в первых рядах.
— Профессия машиниста — довольно неожиданный выбор для женщины.
— На мой выбор повлияли многие факторы. В первую очередь я рассматривала саму компанию: она крупная, дает возможность карьерного роста. Но мне и в целом было очень интересно попробовать себя в этой сфере. Как только узнала о наборе, сразу пошла звонить и узнавать всю информацию.
Сейчас я параллельно учусь в УрГУПС, получаю высшее образование по специальности «электрический транспорт железных дорог».
— Вы помните свой первый рейс?
— Да, я тогда проходила практику. В тот день был сильный снегопад. Когда едешь на довольно большой скорости и крупные хлопья летят навстречу — это незабываемо.
— Как часто случаются экстренные ситуации в пути? Из-за погоды или по другим причинам.
— Иногда бывают. Последний раз такая ситуация случилась, когда автомобилист не успел вовремя заметить состав и выехал на железнодорожные пути. Пришлось экстренно тормозить перед переездом.
— Вы когда-нибудь видели зацеперов?
— Именно зацеперов нет, но однажды пассажир не успел на свой рейс и зацепился за перила вагона. Все закончилось благополучно: мы вовремя его заметили. Вообще за этим очень внимательно следят и транспортная полиция, и вагонники. Когда поезд отправляется, они проверяют весь состав, поскольку у нас приоритет — безопасность пассажиров.
Анна Шестакова