«Модернизация аэропорта завершается в этом году. Сделано внутри почти все, остаются частичные работы по отделке-доделке. Основная работа, которую предстоит сделать до июля, — это входная группа и уличная платформа», — рассказал губернатор Курганской области Вадим Шумков в своем телеграм-канале.
«Аэрофьюэлз групп», частный оператор ТЗК, оказывает услуги по авиатопливообеспечению российских и иностранных авиакомпаний в РФ. Компанию «Аэрофьюэлз» создал в 1995 году сын начальника отдела горюче-смазочных материалов «Аэрофлота» Александра Спиридонова Владимир. Компания остается одним из крупнейших операторов аэропортовых топливозаправочных комплексов в России, работает в 30 аэропортах — от Пскова до Петропавловска-Камчатского. В Уральском федеральном округе поставляет топливо в аэропорты Екатеринбурга, Кургана, Кунашира, Нового Уренгоя.
От банкротства до международного аэропорта
Современную историю аэропорта можно начинать отсчитывать с нулевых, когда в 2002 году было зарегистрировано ОАО «Аэропорт Курган». Однако почти сразу же акционерное общество начало испытывать финансовые трудности, а пассажиропоток не превышал 8-9 тыс. пассажиров в год.
В 2004 году контрольный пакет акций аэропорта (51%) консолидировала московская группа «Аэрофьюэлз». «Участие в аэропортовом бизнесе для учредителя группы компаний «Аэрофьюэлз» Владимира Спиридонова стало объективной необходимостью. Топливозаправочный комплекс напрямую зависит от возможностей аэропорта по приему воздушных судов. А если, скажем, закрывается аэропорт, то и ТЗК теряет всякий смысл своего существования. Так произошло и с аэропортом города Кургана. Желание поддержать местный аэропорт на плаву привело к тому, что Владимир Спиридонов стал акционером ОАО «Аэропорт Курган», – рассказал в интервью генеральный директор АО «Аэрофьюэлз» Юрий Миняйло.
К 2009 году основной акционер вложил в модернизацию аэроузла около 900 млн рублей. Однако только за счет инвестиций изменить ситуацию не удалось. Негативную роль сыграли низкие, по словам Миняйло, профессиональные навыки администрации аэропорта. «Наша компания в то время еще не обладала компетенциями по управлению аэропортовым бизнесом и мы полностью полагались на опыт руководства аэропорта», – отмечает он.
В марте 2009 года «Аэрофьюэлз Групп», владеющее 52% акций авиапредприятия, объявило о выходе из состава акционеров. В то же время директор аэропорта Виктор Важенин запустил процедуру банкротства ОАО «Аэропорт Курган». На тот момент долги предприятия составляли более 100 млн рублей.
В мае 2009 года у аэропорта сменился руководитель, им стал Дмитрий Коваленко.
«Коваленко взял на себя ответственность за нормальное функционирование аэропорта и его выживание, применив для реализации целей по выходу из банкротства системный подход. Потребовалась реорганизация системы управления аэропортом. Новый директор тесно связал размер доходов, получаемых от неавиационных видов деятельности, с объемом и структурой перевозок через аэропорт, что существенно повысило доходность предприятия», – вспоминает Миняйло.
В 2013 году ГК «Аэрофьюэлз» вновь вернулась к управлению, выиграв аукцион на покупку государственного пакета акций ОАО «Аэропорт Курган».
В 2016 году аэропорт Кургана стал международным – тогда был открыт международный пункт пропуска через границу. А в 2017 году завершился первый этап реконструкции, инициированной инвестором.
Находясь в управлении «Аэрофьюэлз», курганский аэропорт за пять лет увеличил пассажиропоток с 40 до 160 тыс. пассажиров в год. Из аэропорта выполняют рейсы авиакомпании NordStar, UTair, Nordwind. Сейчас руководство региона рассматривает вопрос по увеличению рейсов из аэропорта Кургана в Москву, Санкт-Петербург, Сургут, Сочи. Кроме того, возможно открытие новых направлений — в Екатеринбург, Новосибирск, на юг России. Однако для этого требуется бюджетное софинансирование.
Новая модернизация
В 2020 году «Аэрофьюэлз Курган» (дочерняя компания ГК «Аэрофьюэлз») начала второй этап реконструкции аэровокзала. К началу 2023 года уже был полностью отремонтирован второй этаж, благоустроена территория перед аэропортом.
«Аэропорт Курган к 100-летию отечественной гражданской авиации подходит с обновленным аэровокзалом. Его все уже видят, многие работы уже завершены. Сейчас мы готовим к завершению зону выдачи и приема багажа, будут новые стойки регистрации», — отметил исполнительный директор курганского аэропорта Дмитрий Коваленко, выступая на мероприятии, посвященном 100-летию образования гражданской авиации России.
Аэропорт Кургана не единственный, который находится в управлении «Аэрофьюэлз».
В 2023 году «Аэрофьюэлз» стала победителем торгов на право заключения договора аренды имущества липецкого аэропорта, находящегося в собственности Липецкой области. Срок аренды — 30 лет. Как писал РБК Черноземье,
инвестор планирует вложить в модернизацию воздушной гавани 500 млн рублей. Средства пойдут на реконструкцию фасада, топливозаправочного комплекса, покупку специализированного оборудования.
Кроме того, в управлении «Аэрофьюэлз» находится аэропорт Чебоксар. В 2016 году компания инициировала реконструкцию аэровокзального комплекса. С того же года пассажиропоток воздушной гавани вырос с 160 до 460 тыс. пассажиров в год.