По данным Росавиации, в феврале 2022 года грузооборот отечественных авиакомпаний снизился на 1,4%, а затем к концу марта вырос на 9% по сравнению с началом года. Эксперты отрасли поделились мнениями о том, с чем это связано и какие тенденции прослеживаются в сфере авиадоставки сегодня.
Курс на срочность
Авиадоставка – наиболее удобный способ отправки грузов, когда речь идет о скорости. Так, перевозки по воздуху подходят для товаров, требующих определенных условий доставки, а также в случае их отправки на расстояние свыше 1 500 км.
Руководитель направления «Логистика» ИА M.A.Research Людмила Симонова сообщает: «Везут, как правило, срочные (экспресс-доставка e-commerce), относительно дорогие грузы, и требующие специальных условий доставки (фарм, медоборудования, продукты питания, электроника и др.)»
Учредитель транспортного агентства «Суперчартер» Дмитрий Никулин отмечает: "Авиатранспортом по РФ перевозятся грузы, в том числе в города, почти полностью зависящие от авиаперевозок – например Норильск, Анадырь, Певек. Также авиатранспортом доставляются грузы на значительные расстояния, где замена воздушного транспорта на наземный приведет к критическим срывам сроков доставки. Для скоропортящихся товаров авиация остается единственным решением».
В группе компаний «Деловые Линии» называют наиболее популярными грузами для авиадоставки электро-, музыкальное, торговое оборудование, запчасти, комплектующие, печатную и рекламную продукции. В связи с увеличением импортозамещения число перевозок в данном сегменте также выросло. Кроме того, доставки этих грузов заняли провозные емкости, освободившиеся после закрытия международных направлений.
Смена ролей
Актуальной тенденцией рынка стало и перераспределение объемов между игроками. После того, как значительно сократилось число пассажирских рейсов, которые также занимались доставкой грузов, вырос спрос на услуги компаний, осуществляющих грузовые авиаперевозки. В конце февраля европейские власти в рамках международных санкций запретили продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. А затем EASA отозвало сертификаты ремонтной организации ГК «Волга-Днепр Техникс Москва». Таким образом, недавно стало известно, что группа компаний «Волга-Днепр» значительно сокращает число перелетов. По данным Росавиации, по состоянию на январь 2022 года ГК занимала 47% российского рынка авиаперевозок. В феврале грузооборот снизился также у компании «Аэрофлот» (на 13,8%), однако перевозки распределились и повлияли на рост показателей других компаний «Сибирь» (26,9%), «Уральские авиалинии» (13,6%), «Аврора» (25,1%).
Соответственно выросла и нагрузка на отечественные логистические компании. Так, по данным ГК «Деловые Линии», за первый квартал 2022 года число авиаперевозок увеличилось на 14% по отношению к прошлому году. Эксперты компании отмечают, что эта тенденция продолжается в связи с импортозамещением.
Санкции повлияли на изменение не только числовых показателей, но и географии распределения провозных емкостей. Множество проблем возникает у автоперевозчиков на границе. В связи с этим, по данным «Деловых Линий», в последний месяц наблюдается кратное увеличение числа доставок в Калининград.
Курс на Восток
Провозная емкость перераспределяется не только внутри страны. Из-за введения ограничений на морские перевозки и сильной загруженности железных дорог лучшим вариантом для срочных доставок становятся авиаперевозки. По данным логистического альянса ACEX, отечественный бизнес и рынок авиаперевозок адаптируются на Восток, что позволит удержать сокращение объемов на уровне 10%. Транспортные компании уже подстраиваются под ситуацию и предлагают новые маршруты и услуги. Например, ГК «Деловые Линии» запустила авиадоставку из Китая и юго-востока Азии, чтобы разгрузить морские порты и железнодорожные терминалы, которые оказались перегружены в связи с ростом спроса на доставку на Дальний Восток. Теперь всего за несколько дней в Москву смогут доставить грузы из Гуанчжоу, Кобе, Бангкока, Калькутты, Сингапура и других населенных пунктов Японии, Тайваня, Кореи и стран юго-восточной Азии.
На сегодняшний день наибольшее число международных грузоперевозок осуществляют Турция, Китай, Индия и Юго-Восточная Азия. Однако, первая лидирует, значительно обходя Поднебесную. По словам учредителя компании «Суперчартер» Дмитрия Никулина, именно Турцию и Китай можно считать бенефициарами сложившейся ситуации. Он отмечает, что в связи с сокращением числа грузопассажирских рейсов китайских авиакомпаний можно ожидать рост количества рейсов авиакомпаний третьих стран. «Но даже они очень внимательно смотрят на номенклатуру отправляемых товаров - видимо, с тем, чтобы они соответствовали текущим ограничениям стран, в которые эти грузы отправляются», - сообщает эксперт.
Что дальше?
Несмотря на то, что из-за санкций могут возникнуть трудности в обслуживании самолетов, эксперты считают, что прогнозировать банкротство российских авиакомпаний не стоит. По мнению представителя грузовой авиакомпании «Авиастар-Ту», в скором времени изменится ценовая политика грузоперевозчиков. Ключевым фактором ценообразования является стоимость авиакерасина. Если она не изменится, расценки доставки останутся на прежнем уровне. Несмотря на это, по словам эксперта, прежнего формата работы уже не будет.
Также кризис, возникший в результате санкций, позволит снизить стоимость доставки. По мнению основателя исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, это произойдет благодаря тому, что исчезнут лишние логистические звенья. Товары, проходившие 3–4 круга перегрузки/переупаковки в европейских портах и автохабах, будут доставляться в условиях «спрямления» логистики.
Эксперты считают, что авиаперевозки по России продолжатся и нет причин ожидать перераспределения перевозок с воздушного на другие виды транспорта.