Развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах, обеспечение их энергией на бесперебойной основе и по адекватным тарифам — одна из стратегических задач страны на сегодня. Решение ее, отметили участники панельной дискуссии в рамках «Иннопрома-2022», упирается прежде всего в сопротивление «на местах». Дотационным регионам удобнее осваивать государственные субсидии на энергообеспечение, чем внедрять новые решения, а потому участники отрасли с меньшей охотой предлагают подобные проекты.
Вторая, более злободневная проблема заключается в том, что большинство инвесторов в настоящее время используют импортное генерирующее оборудование, а значит, в условиях санкционного давления рискуют оставить проекты нереализованными. Отрасль, нуждающаяся в тотальном импортозамещении, использует неэффективные дизельные (мазутные, угольные) электростанции, без внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и других решений.
«Вне зоны централизованного теплоснабжения находится 2/3 территории нашей страны. Назрела необходимость типового решения, которое работало бы для всех этих населенных пунктов, а также было бы применимо для глобальных рынков. И административные преграды — первое препятствие на пути обеспечения этих территорий качественной энергогенерацией. Власть призывает к таким инвестициям, а бизнес говорит, что сталкивается с нежеланием перемен у ответственных лиц на местах, которые хотят сами управлять жизненно важными для поселков и районов вопросами и не собираются пускать к себе еще каких-либо участников», — считает член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Михаил Колесников.
С представителем «Опоры России» согласен заместитель директора департамента отраслевой экспертизы Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ) Василий Потемкин. «Энергетика пугает инвесторов, — добавляет эксперт. — Она создает для них образ отрасли, полностью находящейся в закрытом контуре и подчиненной своим законам. Особенно когда речь заходит о труднодоступных территориях».
Как рассказал в ходе сессии заместитель генерального директора по производству холдинга ERSO Александр Осыка, уход иностранных игроков и ослабление финансовой устойчивости небольших компаний с одной стороны и активность крупных игроков с другой приводят к вынужденной консолидации рынка. Доступ к передовым технологическим достижениям западных компаний ограничен, отработанные логистические схемы поставки комплектующих и оборудования нарушены, а себестоимость материалов и комплектующих растет.
«Отрасль должна быть импортозамещена на 100% и полностью независима от внешних поставок, — комментирует Александр Осыка. — Ценовая зависимость от импорта в холдинге ERSO составляла порядка 13%, начав производить продукцию самостоятельно, мы снизили этот показатель до 5% и не намерены останавливаться. Но даже 1% является критичным. Приведу пример: на производстве электрокабеля мы использовали изоляционный лак производства Франции. Его поставок не стало в один момент. От такой зависимости, безусловно, предстоит избавиться в рамках всей отрасли, выработав программу по каждому ее направлению».
В холдинге ERSO уже разработана программа развития, предусматривающая локализацию иностранных технологий, замещение уходящих компаний в ключевых инфраструктурных проектах в РФ в рамках реализации государственной энергетической политики и полное импортозамещение технологий и комплектующих иностранных компаний. По итогам 2022 года планируется удвоить выручку предприятия по отношению к 2021 году.
Во исполнение этих планов готовится масштабная международная экспансия — открытие совместных предприятий холдинга в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, ОАЭ и Индии. Разрабатываются новые собственные продукты — комплексы релейной защиты, автоматизированные системы управления и другие. И особое внимание уделено профессиональной подготовке кадров.
«Кадры решают все. Наша программа подготовки кадров уже ориентирована на импортозамещение, мы вкладываем в головы молодых специалистов мысль о том, что мы должны и можем делать все сами», — говорит Александр Осыка. Холдинг сотрудничает с ведущими российскими вузами, участвует в создании межвузовских магистерских программ и специализированных учебных курсов, а также имеет собственное студенческое конструкторское бюро ERSO, где студенты на действующих производственных площадках решают реальные конструкторские задачи, напрямую контактируя с опытными конструкторами и технологами. Также в ERSO существует стипендиальная программа поддержки успешных студентов и гранты на реализацию студенческих проектов.
По мнению экспертов, электротехнический рынок в ближайшие пару лет в основном будет жить старыми контрактами, но уже в 2024 году начнется переходный период, когда их количество упадет на 20–30%. И лишь в 2025 году рынок должен вернуться к прежней динамике — росту на 10% в год. И эта пауза — удачный момент для перенастройки, неизбежность которой уже очевидна.
«Если говорить о Дальнем Востоке и Арктике, речь идет о десятках тысяч поселков, в каждом из которых нужна энергия. Сперва энергия, затем за ней потянутся инфраструктура, связь, социалка — все это невозможно без энергии. И хороши любые решения, вплоть до мобильных станций, — утверждает Александр Осыка. — Даже технологии утилизации отходов лесопереработки с генерацией газа энергетического качества — например, высокотемпературный пиролиз. Возможно, пришло время создать соответствующие подразделения в каждой отрасли. К примеру, уже без сомнений, нуждается в этой работе отрасль ЖКХ».
Михаил Колесников напоминает, что команда Минвостокразвития в свое время разработала законопроект, который предполагал приоритетное внедрение инвестпроектов, за счет которых уменьшались бы субсидии и тарифы. «Внедрять такой инструмент нужно однозначно. Этот тот случай, когда чиновники должны будут обосновывать причины отказов, чего сейчас не происходит. Однако со сменой команды министерства судьба законопроекта пока туманна».
«Я думаю, что должна быть создана нормативная база либо специальные законы, правительственные постановления, которые распространятся и на требования к регионам вплоть до последнего поселка: когда приходит бизнес, ему должен быть обеспечен недискриминационный доступ к потребителю, если он дает энергетическую продукцию ниже существующего тарифа. Но мне кажется, решать проблему нужно не только законодательно, но и разъяснительно. Говорить с руководителями местного уровня, давать им инструменты, чтобы они понимали, в чем смысл и эффект современных инструментов и технологий», — подводит итог Александр Осыка.
Фото: Ирина Смирнова для РБК Екатеринбург