![От мастера до начальника производства за пять лет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/61/296006655996612.jpg)
Какие ценности главные для заводчан и как можно быстро стать начальником — в новой серии нашего спецпроекта.
Эта публикация продолжает спецпроект РБК Екатеринбург «Уральским локомотивам» — 10 лет». В предыдущих выпусках мы рассказали 10 главных фактов о заводе, перечислили основные достижения компании за годы работы, вспомнили, кто и как создал «Ласточку».
В нашей базе — свыше 38 000 резюме, 70% из них люди присылали сами — хотят у нас работать, несмотря на богатый выбор среди промышленных предприятий Екатеринбурга и близлежащих городов. В числе соискателей к нам обращаются выпускники образовательных учреждений без опыта работы. И мы готовы их брать, если видим потенциал. Конечно, придется много учиться и качественно работать, — рассказывает начальник департамента по управлению персоналом завода «Уральские локомотивы» Андрей Пряхин.
Сегодня на заводе, который в рамках всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России» уже несколько лет занимает первое место по производительности среди машиностроительных предприятий в Свердловской области, выстроена целая система обучения: это и внутренние образовательные программы, и наставничество, и взаимодействие с крупными профильными вузами, и стажировки за рубежом.
«В России таких специальностей не было»
В 2011 году «Уральские локомотивы» подписали договор на поставку электропоездов для пригородных пассажирских перевозок – это известные скоростные «Ласточка». Для запуска производства необходимо было найти не менее 1500 специалистов разного уровня — от инженеров до рабочих.
![От мастера до начальника производства за пять лет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/39/296011217214394.jpg)
Часть персонала была — «Уральские локомотивы» создавались на промышленной площадке Уральского завода железнодорожного машиностроения, основанного Группой Синара в 2004 году. Здесь сначала модернизировали электровозы ВЛ-11, а затем разработали и запустили в производство грузовые электровозы нового поколения «Синара» (серии 2ЭС6).
Человеку со стороны может показаться: электровозы, электропоезда — разница небольшая. Но это не так. Локомотивы, выпускаемые на уральском заводе, перевозят товарные составы, масса которых доходит до 12 тысяч тонн. Сдвинуть груженый поезд с места может только электровоз, который и сам весит под 200 тонн. Кузов электровоза делают из стали.
Электропоезда «Ласточка» — совсем другое дело. Они предназначены для перевозки пассажиров. Легкий алюминиевый кузов «Ласточки» позволяет электропоезду развивать скорость до 160 км/ч.
![От мастера до начальника производства за пять лет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/8/74/296011217218748.jpg)
Когда мы запускали производство «Ласточек», в регионе ни одно учебное заведение не готовило специалистов, умеющих работать с алюминием. Наши сварщики, работавшие в производстве электровозов, также не могли сразу встать за полуавтомат и начать работу — процессы кардинально различаются, — поясняет Андрей Пряхин.
Чтобы овладеть навыками такой сварки, 24 рабочих с завода отправились в Германию — в город Крефельд. В течение полугода они учились, затем сдавали экзамены, получали сертификаты, дающие право работать на участке сварки алюминия.
![От мастера до начальника производства за пять лет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/70/296011217218703.jpg)
Впрочем, на обучение пришлось отправлять не только сварщиков. Маляры, слесари, технологи по покраске также прошли обучение в Европе. А еще работники склада, логисты, некоторые руководители — всего 159 человек.
Мы ведь ставили технологию с нуля, в России просто не было таких специалистов, — рассказывает Андрей Пряхин. И добавляет: — Большинство этих сотрудников и сегодня работают на заводе. Они стали наставниками, и передают опыт молодым работникам.
«Создали свою школу сварки»
Производство «Уральских локомотивов» сертифицировано по международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS.
Наш основной заказчик — РЖД, которые предъявляет определенные требования к процессам, которые мы выполняем. А они — процессы — довольно специфические, — поясняет Андрей Пряхин. — Поэтому на некоторые специальности мы принимаем работников только после выполнения тестового задания.
В первую очередь это относится к сварке: кандидаты прямо во время собеседования демонстрируют свои навыки, заваривая несколько образцов. «Если потенциал у соискателя есть, берем его на работу», — комментирует HR.
![От мастера до начальника производства за пять лет](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/55/296011217221553.jpg)
Однако приступить к работе сразу не получится: вначале новый сотрудник проходит обязательное обучение в сварочной школе. «Поскольку сварка — один из главных наших процессов, мы организовали внутреннее обучение. Для каждого нового сварщика разрабатывается индивидуальный план повышения квалификации — в зависимости от его навыков. Контролирует процесс мастер обучения — это наш специалист по сварке с большим опытом, который знает тонкости работы как со сталью, так и с алюминием, — рассказывает Андрей Пряхин.
После трех месяцев стажировки работник аттестуется: он должен уметь в разных положениях под разным узлом заваривать швы, работать с роботизированными комплексами и полуавтоматическими системами. Только после этого он допускается к работе.
![Андрей Пряхин: «Еще один специальный процесс — склеивание: когда маска электропоезда соединяется непосредственно с вагоном. Это технология уникальная. Специалистов по склеиванию мы обучаем исключительно собственными силами — ни одной образовательной программы по данному направлению в стране нет. Наши наставники проходят аттестацию и получают сертификат на допуск к работе в европейских институтах, специалисты которых приезжают на завод, чтобы провести экзамен».](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/09/296011217222097.jpg)
Система наставничества и внутреннего обучения есть не только на участке сварки и склеивания, но и на других — покраска, сборка тележек и т. д. Специалистов для работы на высокотехнологичном оборудовании обучают по лучшим международным стандартам.
![«В 2019 г. два наших сотрудника прошли выездное обучение в Европе для работы на новой 3D-машине, контролирующей производство тележек. Когда вернулись, к ним прикрепили четырех работников — теперь они обучают новых людей тонкостям обращения со станком», — рассказали на заводе.](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/02/296011217222029.jpg)
«Конструкторов и руководителей растим сами»
Из четырех тысяч сотрудников завода около 600 — работники инженерных специальностей. 150 из них — конструкторы, которые разрабатывают новые модификации электропоездов и создают новые грузовые локомотивы.
По инженерным кадрам мы плотно работаем с профильным вузом — Уральским государственным университетом путей сообщения. В учебном заведении есть кафедра электрической тяги, студенты которой специализируются на высокоскоростном наземном транспорте. Ребята проходят практику на нашем заводе, пишут курсовые и дипломные работы в сотрудничестве с нашими инженерами, — рассказывает Андрей Пряхин.
Впрочем, УрГУПС — не единственный поставщик кадров с высшим образованием. Работать на «Уральских локомотивах» считают престижным и те, кто заканчивал профильные вузы в Омске или Санкт-Петербурге.
«Мы уже несколько лет сотрудничаем с Санкт-Петербургским университетом путей сообщения. Выпускник СПбГУПС — Максим Давлетгареев — решил приехать в Верхнюю Пышму. Сейчас он работает старшим мастером участка пусконаладочных работ вагонов и поездов «Ласточка», — рассказывает HR.
Именно Максиму принадлежит исследовательская работа, связанная с решением проблемы обмерзания выдвижных ступеней электропоезда, которая в прошлом году принесла автору призовое место на Молодежной научно-практической конференции Группы Синара, где молодые сотрудники предлагают свои проекты по улучшению производства.
Конкурсы — еще один способ, который помогает молодежи «Уральских локомотивов» выстраивать карьеру на предприятии. К слову, средний возраст сотрудников предприятия — 39 лет: для завода это достаточно «молодой» показатель. Более 40% персонала — люди до 35 лет.
Специально для них на заводе разработали целую систему образовательно-конкурсных программ, которые позволяют выявить у молодых специалистов лидерские качества. Победители этих конкурсов не только попадают в кадровый резерв предприятия, но и стремительно строят свою карьеру. Примером может стать трудовой путь Андрея Матвеева. В 2012 году он пришел на «Уральские локомотивы» мастером, а сегодня 37-летний инженер занимает должность начальника производства кузовов в департаменте производства поездов. Карьерный взлет последовал после участия в отборочном конкурсе «Будущее Синары».
В 2020 г. HR-служба завода в первый раз запустила Школу мастеров и провела среди них конкурс. Введены в практику и конкурсы по профессиям — среди машинистов крана, водителей автопогрузчиков.
«Победители конкурсов не только выстраивают карьеру, но и получают неплохую премию. А HR-служба за счет таких конкурсов может лучше раскрыть сотрудников, увидеть в них потенциальных руководителей. Если в начале пути на руководящие должности мы в основном ставили людей со стороны, то последние пять лет такие вакансии закрываем своими же работниками. В 2019-2020 году 75% руководителей разного уровня вырастили сами», — рассказывает Андрей Пряхин.
Сегодня работать на «Уральских локомотивах» — престижно. Предприятие не только гарантирует стабильную заработную плату — кстати, адекватную рынку, но и дает возможности для самореализации.
Люди, которые работают от звонка до звонка, по принципу: «мне поручили, я сделал; видел, но не поручили – не сделал», скорее всего, долго у нас работать не смогут. Наверное, главное качество людей, которые трудятся сегодня в цехах завода, вовлеченность — когда у человека есть интерес к своей работе, когда глаза горят. Не потому, что тебе премию пообещали, а потому что тебе интересно, ты видишь, что тебя ценят, что ты создаешь востребованный продукт, — резюмирует Андрей Пряхин.