Какие ценности главные для заводчан и как можно быстро стать начальником — в новой серии нашего спецпроекта.
Эта публикация продолжает спецпроект РБК Екатеринбург «Уральским локомотивам» — 10 лет». В предыдущих выпусках мы рассказали 10 главных фактов о заводе, перечислили основные достижения компании за годы работы, вспомнили, кто и как создал «Ласточку».
В нашей базе — свыше 38 000 резюме, 70% из них люди присылали сами — хотят у нас работать, несмотря на богатый выбор среди промышленных предприятий Екатеринбурга и близлежащих городов. В числе соискателей к нам обращаются выпускники образовательных учреждений без опыта работы. И мы готовы их брать, если видим потенциал. Конечно, придется много учиться и качественно работать, — рассказывает начальник департамента по управлению персоналом завода «Уральские локомотивы» Андрей Пряхин.
Сегодня на заводе, который в рамках всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России» уже несколько лет занимает первое место по производительности среди машиностроительных предприятий в Свердловской области, выстроена целая система обучения: это и внутренние образовательные программы, и наставничество, и взаимодействие с крупными профильными вузами, и стажировки за рубежом.
«В России таких специальностей не было»
В 2011 году «Уральские локомотивы» подписали договор на поставку электропоездов для пригородных пассажирских перевозок – это известные скоростные «Ласточка». Для запуска производства необходимо было найти не менее 1500 специалистов разного уровня — от инженеров до рабочих.
Часть персонала была — «Уральские локомотивы» создавались на промышленной площадке Уральского завода железнодорожного машиностроения, основанного Группой Синара в 2004 году. Здесь сначала модернизировали электровозы ВЛ-11, а затем разработали и запустили в производство грузовые электровозы нового поколения «Синара» (серии 2ЭС6).
Человеку со стороны может показаться: электровозы, электропоезда — разница небольшая. Но это не так. Локомотивы, выпускаемые на уральском заводе, перевозят товарные составы, масса которых доходит до 12 тысяч тонн. Сдвинуть груженый поезд с места может только электровоз, который и сам весит под 200 тонн. Кузов электровоза делают из стали.
Электропоезда «Ласточка» — совсем другое дело. Они предназначены для перевозки пассажиров. Легкий алюминиевый кузов «Ласточки» позволяет электропоезду развивать скорость до 160 км/ч.
Когда мы запускали производство «Ласточек», в регионе ни одно учебное заведение не готовило специалистов, умеющих работать с алюминием. Наши сварщики, работавшие в производстве электровозов, также не могли сразу встать за полуавтомат и начать работу — процессы кардинально различаются, — поясняет Андрей Пряхин.
Чтобы овладеть навыками такой сварки, 24 рабочих с завода отправились в Германию — в город Крефельд. В течение полугода они учились, затем сдавали экзамены, получали сертификаты, дающие право работать на участке сварки алюминия.
Впрочем, на обучение пришлось отправлять не только сварщиков. Маляры, слесари, технологи по покраске также прошли обучение в Европе. А еще работники склада, логисты, некоторые руководители — всего 159 человек.
Мы ведь ставили технологию с нуля, в России просто не было таких специалистов, — рассказывает Андрей Пряхин. И добавляет: — Большинство этих сотрудников и сегодня работают на заводе. Они стали наставниками, и передают опыт молодым работникам.
«Создали свою школу сварки»
Производство «Уральских локомотивов» сертифицировано по международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS.
Наш основной заказчик — РЖД, которые предъявляет определенные требования к процессам, которые мы выполняем. А они — процессы — довольно специфические, — поясняет Андрей Пряхин. — Поэтому на некоторые специальности мы принимаем работников только после выполнения тестового задания.
В первую очередь это относится к сварке: кандидаты прямо во время собеседования демонстрируют свои навыки, заваривая несколько образцов. «Если потенциал у соискателя есть, берем его на работу», — комментирует HR.
Однако приступить к работе сразу не получится: вначале новый сотрудник проходит обязательное обучение в сварочной школе. «Поскольку сварка — один из главных наших процессов, мы организовали внутреннее обучение. Для каждого нового сварщика разрабатывается индивидуальный план повышения квалификации — в зависимости от его навыков. Контролирует процесс мастер обучения — это наш специалист по сварке с большим опытом, который знает тонкости работы как со сталью, так и с алюминием, — рассказывает Андрей Пряхин.
После трех месяцев стажировки работник аттестуется: он должен уметь в разных положениях под разным узлом заваривать швы, работать с роботизированными комплексами и полуавтоматическими системами. Только после этого он допускается к работе.
Система наставничества и внутреннего обучения есть не только на участке сварки и склеивания, но и на других — покраска, сборка тележек и т. д. Специалистов для работы на высокотехнологичном оборудовании обучают по лучшим международным стандартам.
«Конструкторов и руководителей растим сами»
Из четырех тысяч сотрудников завода около 600 — работники инженерных специальностей. 150 из них — конструкторы, которые разрабатывают новые модификации электропоездов и создают новые грузовые локомотивы.
По инженерным кадрам мы плотно работаем с профильным вузом — Уральским государственным университетом путей сообщения. В учебном заведении есть кафедра электрической тяги, студенты которой специализируются на высокоскоростном наземном транспорте. Ребята проходят практику на нашем заводе, пишут курсовые и дипломные работы в сотрудничестве с нашими инженерами, — рассказывает Андрей Пряхин.
Впрочем, УрГУПС — не единственный поставщик кадров с высшим образованием. Работать на «Уральских локомотивах» считают престижным и те, кто заканчивал профильные вузы в Омске или Санкт-Петербурге.
«Мы уже несколько лет сотрудничаем с Санкт-Петербургским университетом путей сообщения. Выпускник СПбГУПС — Максим Давлетгареев — решил приехать в Верхнюю Пышму. Сейчас он работает старшим мастером участка пусконаладочных работ вагонов и поездов «Ласточка», — рассказывает HR.
Именно Максиму принадлежит исследовательская работа, связанная с решением проблемы обмерзания выдвижных ступеней электропоезда, которая в прошлом году принесла автору призовое место на Молодежной научно-практической конференции Группы Синара, где молодые сотрудники предлагают свои проекты по улучшению производства.
Конкурсы — еще один способ, который помогает молодежи «Уральских локомотивов» выстраивать карьеру на предприятии. К слову, средний возраст сотрудников предприятия — 39 лет: для завода это достаточно «молодой» показатель. Более 40% персонала — люди до 35 лет.
Специально для них на заводе разработали целую систему образовательно-конкурсных программ, которые позволяют выявить у молодых специалистов лидерские качества. Победители этих конкурсов не только попадают в кадровый резерв предприятия, но и стремительно строят свою карьеру. Примером может стать трудовой путь Андрея Матвеева. В 2012 году он пришел на «Уральские локомотивы» мастером, а сегодня 37-летний инженер занимает должность начальника производства кузовов в департаменте производства поездов. Карьерный взлет последовал после участия в отборочном конкурсе «Будущее Синары».
В 2020 г. HR-служба завода в первый раз запустила Школу мастеров и провела среди них конкурс. Введены в практику и конкурсы по профессиям — среди машинистов крана, водителей автопогрузчиков.
«Победители конкурсов не только выстраивают карьеру, но и получают неплохую премию. А HR-служба за счет таких конкурсов может лучше раскрыть сотрудников, увидеть в них потенциальных руководителей. Если в начале пути на руководящие должности мы в основном ставили людей со стороны, то последние пять лет такие вакансии закрываем своими же работниками. В 2019-2020 году 75% руководителей разного уровня вырастили сами», — рассказывает Андрей Пряхин.
Сегодня работать на «Уральских локомотивах» — престижно. Предприятие не только гарантирует стабильную заработную плату — кстати, адекватную рынку, но и дает возможности для самореализации.
Люди, которые работают от звонка до звонка, по принципу: «мне поручили, я сделал; видел, но не поручили – не сделал», скорее всего, долго у нас работать не смогут. Наверное, главное качество людей, которые трудятся сегодня в цехах завода, вовлеченность — когда у человека есть интерес к своей работе, когда глаза горят. Не потому, что тебе премию пообещали, а потому что тебе интересно, ты видишь, что тебя ценят, что ты создаешь востребованный продукт, — резюмирует Андрей Пряхин.