Какие достижения считают главными на заводе и почему — выясняем в новой серии спецпроекта «Уральским локомотивам» — 10 лет»
Спецпроект РБК Екатеринбург приурочен к юбилею уральского завода. В серии публикаций мы расскажем вам о том, как развивалось предприятие, построенное в Верхней Пышме, что уникального в уральских электровозах и электропоездах, способны ли русские выпускать комфортабельные и скоростные локомотивы и электрички европейского уровня, и покажем, как на свердловской земле делают подвижной состав, который перевозит людей и грузы по всей России.
В прошлом выпуске смотрите 10 главных фактов о заводе.
10-летний юбилей, который завод отмечает в 2020 году, связан с запуском 1 июля 2010 года производства совместного немецко-российского предприятия на Урале, которое организовали компании Группа Синара и Siemens. Но началось производство локомотивов в Верхней Пышме раньше: в 2004 г. Группа Синара создала Уральский завод железнодорожного машиностроения. Именно на производственной площадке этого предприятия и зародилось локомотивостроение на Урале. Сначала специалисты завода модернизировали советские локомотивы серии ВЛ11К и уже в 2008 году приступили к серийному выпуску грузовых электровозов нового поколения 2ЭС6 «Синара». После создания совместного предприятия завод стал производить не только несколько серий электровозов, но и первые в России скоростные электропоезда отечественного производства.
Сегодня «Уральские локомотивы» — это два производственных комплекса: один предназначен для сборки электровозов, другой — для сборки электропоездов. Площадки расположены рядом, но каждая — под своей крышей. Площадь цеха, где собирают электровозы, — около 90 тыс. кв. м. Цех для «Ласточек» еще больше — 100 тыс. кв. м. Производственные комплексы оснащены более чем 500 единицами технологического оборудования от ведущих мировых производителей.
В рекордно короткие сроки построили новый комплекс для производства электропоездов «Ласточка»
В мае 2012 г. заложили первый камень в фундамент, чуть больше чем через год цех был открыт. В ноябре 2013 года на заводе побывал президент РФ Владимир Путин, осмотрев новый высокотехнологичный производственный комплекс, не уступающий по оснащению и технологиям заводам Европы. В мае 2014 года из цеха вышла первая уральская «Ласточка».
Первые среди локомотивостроительных заводов России получили свидетельство о переводе на систему плановых технических аудитов
Это значит, что завод подтвердил качество и высокий уровень организации внутреннего контроля на разных этапах производства продукции без постоянного контроля со стороны заказчика.
Внедрили в «Ласточку» искусственный интеллект
В 2019 году электропоезд «Ласточка» №113 оснастили элементами «машинного зрения». Эта система, которую разработали специалисты РЖД, АО «НИИАС» и «Уральских локомотивов», — шаг на пути к внедрению беспилотных технологий вождения скоростных электропоездов. С помощью датчиков и сканеров «мозг» электропоезда получает информацию об удаленных объектах во время движения состава, в том числе — о состоянии и занятости путей.
Вошли в число лидеров по производительности труда среди предприятий машиностроительной отрасли России
На заводе «Уральские локомотивы» трудится 4000 сотрудников, выработка на одного человека по итогам 2019 года составила 11,79 млн рублей. По этому показателю уральский завод обошел такие российские предприятия, как комбайновый завод «Ростсельмаш» и ОКБ «Новатор».
Оснастили «Ласточки», курсирующие по Московскому центральному кольцу, датчиками точного позиционирования
Это значит, что теперь составы могут произвести остановку на платформе с точностью до полуметра.Новое оборудование упростит работу машиниста и снизит риск человеческого фактора.
Установили оборудование, которое контролирует качество осей колесных пар в процессе выпуска подвижного состава
В конце 2019 года на заводе установили автоматизированный комплекс контроля осей колесных пар, который считывает и анализирует геометрические параметры детали как снаружи, так и внутри. Это значит, что специалисты завода могут более точно прогнозировать износ колесных пар, планировать их обслуживание и ремонт. Колесная пара — одна из важнейших частей подвижного состава, которая отвечает за безопасность движения, так как непосредственно перемещает поезда и электровозы по рельсам, передает силу тяги, развиваемую составом, и тормозную силу при торможениях. Нагрузки, оказываемые на нее во время движения, колоссальны, поэтому качество должно быть на высочайшем уровне. Новое оборудование также позволило повысить производительность труда на участке в 10 раз. Обычно контроль этих параметров осуществляется в период сервисного обслуживания, «Уральские локомотивы» проверяют их на этапе производства.
Увеличили выпуск электровозов 2ЭС6 «Синара» в 26 раз
За 2008 год, когда началось серийное производство электровозов 2ЭС6 «Синара», было выпущено 6 машин. А в 2019 году — уже 155 локомотивов этой серии. То есть за эти годы выпуск увеличился в 26 раз. К концу января 2020 года из цеха вышел тысячный электровоз 2ЭС6 «Синара». Сегодня это самый массовый российский электровоз нового поколения, работающий на постоянном токе. Также за эти 10 лет «Уральские локомотивы» разработали и начали выпускать электровозы с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» и 2ЭС7. В настоящее время работа двух поточных линий предприятия позволяет выпускать 320 секций локомотивов ежегодно.
__________________
*В рамках всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России-2019» завод «Уральские локомотивы» занял в рейтинге седьмое место среди российских предприятий машиностроительной отрасли