Бетонные изделия чувствительны к перепадам температуры и влажности. В сыром и холодном климате средней полосы они выдерживают не более пяти лет. Существует альтернативный материал – гранит, который сохраняется десятилетиями. Главная причина, по которой заказчики предпочитают бетон, – разница в цене. Чтобы сделать гранит более доступным, необходимо урегулировать два вопроса, рассказал РБК+ заместитель генерального директора ГК «ГранитИнвест» Сергей Большаков.
Первый вопрос – это отладка системы планирования, закупки, доставки и складирования гранита в муниципалитетах.
«А то обычно как происходит: запроектировали, тендер отыграли, подрядчика на объект вывели (например, в июне). Пока тот готовил основание, оказалось, что гранит уже не произвести и не доставить за оставшиеся 2-3 месяца строительного сезона. А бюджет осваивать надо, пересогласовали на бетон и сделали как есть», – рассказал Большаков.
Второй вопрос, который необходимо решить, – ввести субсидию для транспортных компаний, доставляющих гранит. Поскольку гранит в России добывают в Карелии и на Урале, логистика в цене гранитной продукции занимает существенную часть.
На производствах стоимость гранита не всегда идентична. Но и при доставке материала в Сибирь или на Дальний Восток она может вырасти в 3-4 раза. Федерация заинтересована в развитии регионов, а для этого необходимо уравнять регионы в возможностях, вне зависимости от их удаления. Поэтому если государство субсидирует логистов, это позволит стимулировать выполнение нацпроектов опережающими темпами, повлияет на снижение себестоимости продукции за счет стабильных и больших объемов добычи и производства и на развитие логистической отрасли в РФ.
Системные ошибки
Дешевизна недолговечного бетона удачно встраивается в тендерную систему. Сергей Большаков считает, что механизм госзакупок в настоящем виде себя изжил, поскольку его главный (а часто и единственный) критерий – это низкая цена.
«Парадигма дешевизны в строительстве – это системная ошибка, которая требует срочного пересмотра на самом высоком уровне. Согласитесь, на бытовом уровне – вы же не покупаете самую дешевую машину или самую дешевую квартиру, значит, есть другие более важные критерии, нежели цена, такие как качество, сроки выполнения проекта, компетенции специалистов и надежность», – пояснил Большаков.
Вторая проблема – низкий порог вхождения в строительный бизнес в России. В некоторых профильных компаниях нет ни одного сотрудника со строительным образованием, но при этом они входят в СРО. Люди в этот бизнес идут за деньгами, а не за самореализацией. Именно из-за таких компаний, считает Большаков, реконструкция часто заканчивается многократными повторными работами. Поскольку у таких подрядчиков нет собственной техники, рабочего состава и оборотных средств, они пытаются не столько сделать качественно, сколько заработать как можно больше. «Они выигрывают тендер в лучшем случае в себестоимость, а дальше экономят на всем, чем можно, что безусловно сказывается на качестве», – рассказал Большаков.
Модель развития
За пять лет московский бюджет вложил в городские улицы большие средства. За четыре года реализации программы «Моя улица» в Москве группа компаний «ГранитИнвест» приняла участие в большом количестве проектов – таких как реконструкции небольших переулков, парка ВДНХ, Манежной площади, Тверской, парка Победы.
По словам заместителя директора, проект «Моя улица» позволил в кратчайшие сроки полностью преобразить Москву, создал десятки тысяч рабочих мест, дал развитие строительной отрасли. Компания «ГранитИнвест» получила уникальный опыт в отношении проектирования общественных пространств, градостроительных подходов, технологий строительства, и готова транслировать этот опыт на регионы.
Однако реализовать опыт в регионах пока не удается по причине недостаточной компетенции в проектировании и отсутствие опыта у региональных игроков в реализации подобных проектов, а также ограниченность местных бюджетов.