«Фабрика технологий» — это совместный проект РБК Екатеринбург и Уральского федерального университета о достижениях и новых разработках ученых. Во втором выпуске доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина рассказывает о том, зачем идти на студенческую скамью после 60 лет и как сохранить активную мозговую деятельность в преклонном возрасте.
Интервью с Ольгой Дорогиной можно читать или смотреть — как удобнее.
— Что такое университет третьего возраста? На что направлена программа и кому она нужна?
— Университет третьего возраста — это проект, направленный на вовлечение пожилых людей старше 60 лет в активный образ жизни. Первый подобный университет был организован в 1973 году в Тулузе, и сегодня в УрФУ мы повторяем эту модель. Психологи УГИ УрФУ разработали серию программ и занятий, которые помогают пожилым людям адаптироваться к активно развивающейся цифровой среде.
Подобные университеты существуют во многих городах, например, в Санкт-Петербургском и Новосибирском университетах. Все идут примерно одним путем, поэтому мы, скорее, не конкурируем, а заимствуем лучшие практики, чтобы в своем регионе сделать образование в университете третьего возраста более качественным.
В рамках университета третьего возраста проводятся мероприятия, занятия, лекции и курсы для людей старшего поколения, которые помогают им лучше социализироваться в быстро меняющемся мире. Ведь с возрастом количество контактов уменьшается, и человек тяжело это воспринимает. Новые встречи, знакомства и знания дают возможность поддерживать себя в тонусе, оставаться активным и интересным как для себя, так и для окружающих.
— Университет третьего возраста рассчитан на людей старше 60 лет. А с какого возраста мозг начинает стареть?
— Организм начинает стареть после 30 лет, а мозг — примерно с 35 лет. Старение — это закономерный процесс, при котором происходят изменения в когнитивной сфере. В общем виде эти изменения характеризуются уменьшением массы мозга.
Существует несколько типов когнитивного старения мозга.
Первый тип — энергетический нейрокогнитивный. При нем человек быстро истощается и устает. Защитных механизмов становится недостаточно для того, чтобы справляться с повседневными нагрузками. Таким людям необходимо соблюдать режим сна и отдыха: вовремя гулять, спать и правильно питаться. Также не стоит перегружать себя большим количеством задач на день.
Второй тип — пространственный. В этом случае снижается способность ориентироваться, становится сложнее распознавать изображения и предметы. Человек может не понимать прочитанное, терять нить разговора, хуже и медленнее реагировать на происходящее. Помогают упражнения на распознавание зашумленных изображений, конструирование, рисование карт и планов помещений.
Третий тип — регуляторный. В первую очередь стареют передние отделы больших полушарий, что приводит к снижению самоконтроля. Для тренировки и восстановления функций рекомендуются арифметические задачи и чтение вслух, чтобы активизировать префронтальную кору и предотвратить развитие забывчивости.
Самый тяжелый случай — сочетанный тип, когда стареют сразу несколько отделов мозга.
Особенности старения студентов университета третьего возраста определяются в рамках курса «Развитие когнитивных функций «Мой удивительный мозг». Мы подбираем индивидуальные практики и занятия, чтобы продлить их долголетие. Работа проводится при финансовой поддержке программы «Приоритет-2030» (проект «Популяционные исследования социально-психологического и эмоционального благополучия людей старшего возраста»).
Мозг — это структура, которая может развиваться на протяжении всей жизни. Чтобы сохранить когнитивные функции на долгие годы, необходимо постоянно тренировать его.
— Как долго длится обучение? Или в преклонном возрасте в рамках борьбы со старением мозга человек автоматически превращается в вечного студента?
— Программы обучения рассчитаны на разные сроки, но у людей старшего возраста иногда возникают сложности с их завершением. Кто-то прерывает обучение из-за усталости, у кого-то появляются другие обстоятельства, мешающие продолжить. Однако если человек находит интерес и удовольствие в том, что мы предлагаем, он нередко возвращается спустя время, привнося в процесс обучения что-то свое. Такие примеры вдохновляют и мотивируют других участников.
— Но ведь не каждый готов не только снова пойти учиться, но и признать наличие проблем с головой и памятью…
— Да, у нас в стране в целом не принято обращаться за помощью, даже если речь идет о проблемах с памятью. Люди избегают обсуждать это даже с близкими. И часто именно из-за этого упускают важные возможности и время. В некоторых случаях может помочь медикаментозная терапия, в других — когнитивные тренинги. А иногда человеку достаточно просто отдохнуть и выспаться.
Поэтому в университете третьего возраста УрФУ проводятся лекции о том, как заботиться о здоровье не только мозга, но и всего организма. Например, снижение зрения или слуха без коррекции также может привести к ухудшению когнитивных функций. Это касается и здоровья зубов. Существует целый ряд физиологических факторов, которые оказывают влияние на работу мозга.
— А можно ли заранее начать делать какие-то упражнения, чтобы поддерживать мозг и его деятельность в активном состоянии?
— Да, существует такое понятие, как когнитивный резерв. Он формируется на протяжении всей жизни благодаря преодолению трудностей, обучению и общей любознательности. Все, что привлекает человека, что дает ему тонус и сохраняет интерес, — это и есть то, что позволяет компенсировать проблемы со здоровьем, трудности в семье и избежать преждевременного старения.
Несмотря на неизбежные возрастные изменения в физиологическом и психологическом плане, пожилые люди, поддерживающие высокий уровень социальной вовлеченности, имеют более высокую удовлетворенность жизнью, чем те, чья социальная активность снизилась.
Не менее важна и физическая активность, так как она отвечает за кровоток. Чем активнее кровообращение, тем лучше питаются ткани организма, включая мозг. Поэтому все органы и части тела должны работать и, по возможности, выполнять свои функции.
Важно отметить, что заниматься физическими нагрузками в пожилом возрасте нужно в соответствии с возможностями организма: иногда это может быть медленное движение или упражнения, выполняемые с опорой, например, держась за стул. Но заниматься нужно обязательно.
Человек может поддерживать свое тело и мозг в активном состоянии довольно долго. Вопрос только в том, делает ли он что-то для этого, важно ли ему сохранять здоровье или он готов стать обузой для своей семьи. Или же он хочет прожить свою жизнь интересно и полноценно.