Новости партнеров , Екатеринбург ,  
0 

Бизнес с друзьями и семьей — как сохранить партнерство

Бизнес с друзьями и семьей — как сохранить партнерство
53% предпринимателей создают бизнес с партнером из-за дружбы или семейных отношений, и в 65% случаев они расходятся в самом начале — почему так происходит и что мешает.

Автор: бизнес-психолог, коуч партнеров Мария Домброван.

В большинстве случаев предприниматели (80%) создают бизнес-партнерства на стадии зарождения проекта, а остальные (20%)  — приглашают другого в уже существующий проект. И поиском этого партнера они, как правило, занимаются не специально. Обычно им оказывается друг или коллега, с которым нравится общаться или жена / муж, который поддержит в любой ситуации, а может близкий родственник, к которому есть большой кредит доверия. Каждый хочет обеспечить успех бизнесу, ставит цели, строит бизнес-процессы, но не задумывается о качестве партнерства.

Есть партнерство в личной жизни и в бизнесе — можем ли мы сказать, что это одно и то же?

Если говорить об общих принципах, философии подхода к партнерским отношениям и понимании самой компетенции партнерства, то все будет очень близко как в личной жизни, так и в бизнесе. Если мы умеем строить партнерство на уровне отношений в личной жизни, то с большой долей вероятности мы сможем построить его и в бизнесе. Но разница все таки есть и, чтобы ее понять, надо знать ключевые критерии бизнес-партнерства.

Бизнес-партнерство — это союз двух, трех, четырех людей, которые собрались вместе для того, чтобы создать и развивать совместный бизнес, проект, компанию. Они договариваются, что у их совместного дела есть цель, задачи, миссия, результаты, к которым партнеры хотят идти. Эти люди объединились, вложили в проект свое время, ресурсы и совместно владеют и управляют тем, что они создали.

Если мы перенесем эти критерии на отношения дружеские и семейные, то на первый взгляд можно найти соответствие. Например, мужчина и женщина объединились в целях создания семьи, рождения детей, где они выполняют ряд социальных задач и обязательств. Однако в мужско-женских отношениях люди не могут в случае развода в буквальном смысле поделить результаты проекта под названием «семья», например, ребенка, или продать свою долю другому. В отличие от бизнес-партнерства, где такие меры вполне уместны, и у партнеров есть своя роль и функции, которые закреплены в определенных поведенческих индикаторах.

Почему бизнес-партнерства, основанные на дружбе или семейных отношениях, имеют больше рисков для расставания?

Кто бы ни были друг другу партнеры и не обязательно мужья, жены, друзья или братья — все это отношения между людьми, где будет действовать закон трех уровней.

Социальный уровень. Отношения закреплены правилами, ролью и функциями, установленные социумом — муж / жена, владелец / СЕО, партнер / партнер, директор / сотрудник. Отношения в бизнес-партнерстве всегда строятся только на социальном уровне.

Эмоциональный уровень. Отношения строятся на потребности в близости и в душевном контакте — возлюбленная / возлюбленный, друзья, братья, сестры, дети и родители.

Телесный уровень. Инстинкты, потребность соединения и удовлетворения потребностей на физическом уровне. Это ключевая разница между партнерством мужчины и женщины, и бизнес-партнерством. Во втором такой потребности нет.

Чем больше в отношения привнесено этих уровней, тем сложнее строить бизнес-партнерство. Потому что на каждом уровне есть свои правила и порядки, которые сложно уживаются в одной плоскости. У бизнес-партнеров мужчины и женщины отношения могут развиваться на всех трех уровнях и сохранять разделение бывает трудно, потому что против эмоций идти сложно. Возникает слияние уровней и тогда партнеры перестают в какой-то момент понимать, кто они друг другу. Они занимаются строительством семьи как муж и жена? Или мы говорим как близкие люди, которые пытаются сохранить эмоциональный душевный контакт? Или мы взаимодействуем как два деловых партнера, которые стремятся к достижению бизнес-целей?

То есть в бизнес-партнерстве вообще не должно быть эмоционального уровня? Только социальный?

Это не совсем так, потому что бизнес-отношения строятся между живыми людьми, которые неизбежно будут испытывать друг к другу эмоции, поэтому в построении деловых отношений между партнерами это должно учитываться. Но если примешиваются к этим двум уровням еще и любовные отношения или семейные, то здесь больше шансов получить взаимные обвинения и претензии, которые к построению бизнеса могут не иметь вообще никакого отношения.

На социальный уровень в союзе бизнес-партнеров ставится самый большой акцент. Правила, порядок, система, соблюдение установленных договоренностей — это фундамент, опора, база, которая поможет вспомнить, что партнеры здесь ради бизнеса и снова вернуться с эмоционального на социальный уровень. В отличие от отношений любовных, дружественных или семейных, где все построено на невинных чувствах и эмоциях, которые возникают сами по себе и могут меняться каждый день. И нельзя возлюбленному гарантировать, что я буду любить тебя всегда и уж тем более заключить об этом договор.

Бизнес с друзьями и семьей — как сохранить партнерство

Что нужно бизнес-партнерам, которые одновременно друзья или возлюбленные, чтобы сохранить акцент на социальном уровне?

Уметь дифференцировать эти два уровня. И если партнеры находятся и тут, и там, то быстро между ними переключаться. Сначала кажется, что это очень сложно, потому что эмоциональный уровень очень сильный и здесь нет договоренностей. Чувства просто есть или нет. Быстро помогает вернуться на социальный уровень понимание, что есть роль — вид деятельности с поведенческими индикаторами. В семье, например, тоже может быть социальный уровень, где женщина и мужчина в роли родителей воспитывают ребенка. Здесь свои правила и договоренности. В бизнес-партнерстве — другие задачи, функции, поведенческие индикаторы, которые в идеале должны быть письменно зафиксированы. И это еще один способ вернуться из эмоционального на социальный уровень.

Письменное закрепление договоренностей между партнерами называют по-разному: партнерское или командное соглашение, меморандум, устав, конвенция. На социальном уровне человеческое чуждо, как бы странно это не звучало. Когда партнеры заходят в бизнес-отношения они должны осознавать, что у каждого есть бремя ответственности за бизнес, ресурсы, направлять туда внимание, заниматься стратегией и видением. Единственное, что поможет удержать бизнес-партнеров на социальном уровне, даже если они друг другу самые закадычные друзья или близкие родственники — это договор не на словах, а на бумаге.

Обычно его называют партнерским соглашением и оно имеет несколько условий:

  • оно осязаемое — не на словах, а на бумаге. Многие бизнес-партнеры сопротивляются этому, как бы показывая, что они друг другу доверяют и без бумажек. «Мы 100 лет вместе и уж точно сможем договориться устно», — такое я часто слышу на сессиях с партнерами. Но обычно это ведет к неприятным последствиям, которые не учитываются: «а я понял по-другому» или «я не это имел ввиду», и надежда на память, которая всегда подводит.
  • содержит четкие формулировки — это помогает исключить разночтения, когда партнеры одинаково поняли, что написали и буквально подписались под каждым зафиксированным пунктом. А если один из них отказывается подписывать, это уже новая тема для обсуждения и можно задуматься, правда ли у вас партнерские отношения. Формулировки обсуждаются до тех пор, пока партнеры не придут к единому пониманию, чтобы в случае спорного момента можно было всегда поднять соглашение и сослаться на пункт, который приняли единогласно.
  • пересматривается каждые 6-12 месяцев — весь смысл партнерских отношений, что в любой момент они могут пересмотреть пункты и передоговориться. Особенно в настоящей реальности, когда изменения на рынках происходят чуть ли не каждый месяц, и отношение к происходящему как у обычных людей может меняться с той же скоростью. Иногда чувства, обиды, претензии из эмоционального уровня все же возникают (мы же люди) и не всегда хватает сил в этом признаться вовремя и разобраться. Периодические сверки помогают предотвратить назревающий конфликт и синхронизироваться.
  • не заключается задним числом — если партнеры не заключили письменное соглашение, то нельзя предъявить претензию задним числом. Незафиксированные договоренности равносильны тому, что партнеры не договорились. Любое разочарование, несовпадение ожиданий не будет являться нарушением соглашения, потому что если «я думал, а ты так не сделал», то скорее всего это какая-то иллюзия одного из партнеров, в которой он живет. И договариваться надо прямо сейчас.

Что бизнес-партнерам поможет облегчить процесс составления письменных договоренностей?

Во-первых, осознание, что сам документ облегчит общение и избавит от некоторых сложных разговоров, которые тянутся годами. Я воспринимаю партнерское соглашение, как страховочный канат. Любое партнерство будет завершено и речь необязательно о конфликте. Жизнь наша не вечна. И, даже если у партнеров все идет без споров и конфликтов, и они хотят оставить после себя продолжение в виде бизнеса, то как это будет выглядеть? Кто это будет решать? Нужно обсудить и зафиксировать сейчас, потому что один из них уже точно не сможет сослаться на словах на какой-то из пунктов и изъявить волю.

Во-вторых, облегчить процесс заключения договоренностей может специально обученный нейтральный посредник — медиатор, коуч, бизнес-психолог. В его компетенции встроен навык «быть партнером» как стандарт его работы. Он знает все законы и динамики партнерских отношений, владеет экспертизой в построении бизнеса, разбирается в основах корпоративного права, умеет вести с двумя / тремя и даже группой партнеров диалог так, чтобы люди смогли прийти к соглашению или принять важное решение не на эмоциях, а осознанно. Семейным парам, которые совместно ведут бизнес, без нейтрального посредника будет разобраться сложнее, чем обычному бизнес-партнерству, потому что присутствуют сильные эмоциональные динамики, которые не дают вернуться на социальный уровень. Даже если эта пара очень осознанная, это нормально не заметить системную ошибку, потому что партнер и есть сам система, он уже в ней и ему сложно абстрагироваться.

Кого партнерам лучше выбрать для разговора — юриста или коуча партнеров?

Для того, чтобы сделать выбор, нужно понять цель разговора. Если партнерам нужно зарегистрировать юридическое лицо, оценить активы и пассивы или правовая консультация, то, конечно, они обращаются к юристу. Но помимо юридической настройки пары, есть еще более тонкая психологическая сонастройка, которая помогает двум / трем людям синхронизировать свои внутренние намерения на проект, ожидания друг от друга и темпераменты. К юристам партнеры редко обращаются вдвоем — как правило, приходит кто-то один и чаще всего в процессе конфликта, когда разговаривать спокойно уже невозможно. Но у юристов нет задачи вносить ясность в отношения людей и заниматься их психологической сонастройкой. Они будут искать инструменты защиты прав одного из партнеров.

Но правда в том, что отношения людей — это не только правоотношения. Особенно в семейных и дружественных бизнес-партнерствах вопросы ценностей лежат вообще далеко не в плоскости законов: любовь, страсть, вера, здоровье, признание. Это очень большой пласт психологического материала каждого из партнеров, которые привносят в бизнес-союз путаницу, недопонимание, конфликты, которые очень сложно решить без кого-то, кто будет нейтральным. Здесь и нужен коуч партнеров для наладки человеческих отношений. Кроме профессиональных коучинговых компетенций он владеет экспертизой в следующих темах:

  • экспертиза в бизнес-партнерстве (виды, выгоды, риски, состояния, статусы, принципы, др.);
  • диагностика состояния партнерства, на основе чего он организовывает дальнейший процесс работы;
  • понимает юридическую структуру бизнеса, особенности различных отраслей и отношений партнеров в них;
  • работает с конфликтами, может выдерживать их и профилактировать. Владеет базовыми навыками медиатора;
  • знает все о партнерском соглашении, как оно выглядит и из чего состоит, как составляется;
  • знаком с теорией и законами живых систем, понимает системные паттерны и динамики партнеров, умеет обратить на них внимание и делать нужные коучинговые интервенции;
  • уверенно владеет ролью консультанта и ментора для партнеров.

Каких результатов бизнес-партнеры достигают после работы с коучем партнеров?

В зависимости от того, о чем партнеры договорились в процессе коучинга друг с другом. Но вообще в работе с человеческими отношениями нет «твердых» метрик и результатов, которыми обычно оперирует любой бизнес. Нельзя сказать, что доход партнеров вырастет на 18%, частота конфликтов снизиться в 7 раз или каждый в течение месяца заработает по 50 миллионов. Если коуч такое обещает, значит перед вами не профессионал, потому что гарантировать такие результаты невозможно. Коуч партнеров работает с человеческими отношениями, а значит оценивать результат мы можем только по изменению поведенческих индикаторов в отношениях партнеров:

  • становится меньше тем для разговоров, которые хочется обходить, обсуждения о бизнесе стали более открытыми: миссия, вИдение, ценности, цели;
  • все чаще осознают, что у них есть общая большая метацель и в сложных ситуациях они опираются теперь на нее, а не на эмоционирование;
  • меньше можно услышать Я и больше в разговорах о МЫ, и действия партнеры начинают планировать в соответствии с этим пониманием;
  • меньше обвиняют, больше принимают и уважают вклад каждого в общий проект;
  • каждый понимает свое место в партнерстве: доли, роли, зоны ответственности, функции и задачи, по которым они принимают решения;
  • перестают «перетягивать одеяло на себя», действуют согласованно и умеют договариваться и передоговариваться;
  • обстановка в отношениях становится безопаснее — партнеры перестают бояться быть непонятыми или ощутить давление другого, открыто могут поделиться своими мыслями и чувствами, желаниями и идеями;
  • проявляют больше заботы друг о друге, учатся соблюдать психологические и физические границы, уважают личное пространство каждого, объем энергии и здоровье друг друга;
  • начинают больше понимать психологию и инаковость партнера, осознают свои теневые аспекты личности и их влияние на отношения.

Когда все эти пункты начинают проявляться в отношениях, автоматически меняются и бизнес-метрики. Конечно, можно подумать, что быстрее будет сразу начать работать над улучшением показателей бизнеса и не делать такой крюк через работу над отношениями в партнерстве. Но поскольку мы работаем с живыми людьми, психологические нюансы отношений, тем более в такой тонкой теме партнерства, как симптомы будут проявляться в процессе работы и мешать улучшить показатели бизнеса. А в некоторых случаях могут еще и разрушить отношения между партнерами. Поэтому партнерам не стоит недооценивать ценность работы над собственными отношениями, воспринимая это как инвестицию в развитие своего общего бизнеса.

Бизнес с друзьями и семьей — как сохранить партнерство

Какие бывают виды бизнес-партнерств помимо семейных?

  1. Семья и друзья. Форма партнерства, которая основана на личных отношениях и доверии. Семья может объединить свои ресурсы и экспертизу для создания общего бизнеса. Близкие друзья также могут вступить в партнерство.
  2. Бизнес и инвестор. Партнерство представляет собой сотрудничество между предпринимателем и инвестором с целью финансирования и развития бизнеса.
  3. Бизнес и сотрудник. В данном случае происходит сотрудничество и совместная работа между работодателем (бизнесом) и работником. В таком партнерстве обе стороны стремятся к достижению общей цели — успешной деятельности бизнеса.
  4. Коллаборация или союз брендов. Совместное создание продукта, услуги или контента двумя или более различными брендами. Они объединяют свои ресурсы, чтобы создать что-то новое и уникальное на рынке. Несколько брендов совместно действуют с определенными стратегическими целями.
  5. Экс-коллеги. Являются людьми, которые ранее работали вместе в одной организации или на одном проекте. Партнерство может заключаться в совместном бизнесе, консультационных услугах, совместных проектах и тд.
  6. Стартапы. Могут взаимодействовать и обмениваться ресурсами, такими как техническая инфраструктура, каналы распространения, клиентская база, знания и опыт. Такой подход может позволить им снизить затраты, увеличить эффективность и расширить свой рынок.

Зарождение партнерства: что стоит сделать на старте?

На старте зарождения партнерства важно выполнить несколько ключевых шагов для успешного развития сотрудничества. Вот несколько рекомендаций о том, что стоит сделать на начальном этапе:

  1. Определить миссию и цели. Важно определить миссию и общие цели, которые вы хотите достичь в партнерстве. Убедитесь, что все партнеры имеют ясное понимание целей и согласны с ними.
  2. Конкретизировать вИдение. Помогает создать общий фокус и направление, которые объединяют всех партнеров и служат ориентиром для принятия решений и действий.
  3. Сохранять жизненную позицию, ритуалы, традиции. Можно разработать общие ритуалы или традиции, которые могут стать частью партнерства. Четкая жизненная позиция будет отражать общие ценности.
  4. Задать себе вопросы. Существует список определенных вопросов для эффективного партнерства. Среди них: Что за проект мы создаем (создали) вместе? Миссия проекта? Зачем проект клиентам? В чем его главное предназначение? Почему мы делаем его в партнерстве?

Почему «один в поле не воин»?

Триггерные точки могут быть сложными, но их узнавание и понимание могут помочь разрешить конфликты, улучшить коммуникацию и совместную работу. Важно научиться эффективно общаться и реагировать на эти точки, чтобы создать более здоровое и продуктивное партнерство.

Партнерство может быть источником поддержки, мотивации и взаимного вдохновения. Вместе вы можете поддерживать друг друга в трудные времена, давать обратную связь и стимулировать рост и развитие.

Плюсы партнерства:

  • с партнером не так страшно
  • можно начать то, что никогда бы не сделал один
  • разделение ответственности
  • быстрое достижение целей
  • интеллектуальная сила и тд.

Минусы партнерства:

  • возникновение конфликтных ситуаций или разногласий
  • несовместимость характеров
  • риски финансовых потерь
  • межличностная конкуренция и тд.

Конфликты партнеров: как правильно строить разговор?

В случае конфликтов партнеров разговор может помочь в решении проблем и восстановлении эффективной коммуникации. Вот несколько рекомендаций по тому, как правильно вести разговор в случае конфликта. В первую очередь нужно найти подходящий момент и место для проведения разговора. Постарайтесь контролировать свои эмоции. Стараться слушать друг друга и позволять высказаться. Будьте открытыми для компромиссов. Если требуется, то обращайтесь к профессиональной помощи. Коуч или консультант сможет помочь найти правильное решение.

Трансформация: как рассчитать доли в бизнесе?

Расчет долей в бизнесе зависит от конкретной ситуации и контекста. Обычно они определяются на основе вклада каждого партнера в бизнес. Распределяться доли могут на разных стадиях бизнес-отношений. В самом начале лучше определить вклад каждого партнера.

Существует три вида вклада: финансовый, человеческий, социальный. Чтобы рассчитать доли в бизнесе, можно взять за 100% каждый вид капитала. Каждый из партнеров должен определить сколько процентов он вкладывает. Затем обсуждаются все ответы и рассчитывается средний результат.

Если все партнеры вносят одинаковый вклад и не имеют особых различий в ролях, можно рассмотреть равномерное распределение долей. Например, если у вас есть два партнера, то каждому может быть присвоена доля в размере 50% (в сумме 100%).


Реклама. ИП Домброван М.А. ИНН 165704713209 erid: 4CQwVszH9pWvKCHbwQx