— Как средний бизнес пережил минувший год? На какие отрасли пришелся наибольший удельный вес по кредитованию?
— Минувший год был непредсказуемым для всех, но средний бизнес оказался стойким к вызовам текущего времени и адаптировался к новым реалиям. Он продолжал развиваться, и это видно по статистике объемов выдачи кредитов, в том числе на региональном рынке. Если, например, за весь 2022 год Росбанк профинансировал средний бизнес на сумму в 32 млрд рублей, то за девять месяцев этого года мы уже приблизились к 50 млрд. Думаю, к концу года вырастем в два раза, по сравнению с прошлым годом. Такому развитию способствует и поддержка государства, в частности возможность предоставления кредитов по госпрограммам.
Наибольший рост мы фиксируем в традиционных для Урала отраслях — металлургии, машиностроении и торговле. Им удалось быстро поменять поставщиков и перестроить логистику. Также мы видим рост в компаниях, которые смогли заместить покинувших российский рынок иностранных подрядчиков, и в бизнесе, который ориентирован на внутренний спрос и производство оборудования.
С начала 2023 года в Росбанке в регионе количество клиентов уже выросло на 50%. Сегодня почти девятьсот компаний в УФО являются нашими клиентами в корпоративном бизнесе. И, несмотря на действующие ограничения, мы остаемся активным участником рынка, клиенты продолжают нам доверять.
— Какие предложения Росбанка для среднего бизнеса пользуются наибольшим интересом сегодня?
— Рынок поменялся за счет того, что товарное кредитование между партнерами в бизнесе уменьшилось, компании оказались вынуждены идти в рынок заемных капиталов. Поэтому увеличился спрос на рисковые продукты. По большей части мы видим рост именно в обычном классическом оборотном кредитовании.
Также новым драйвером привлечения клиентов являются скоринговые продукты, где бизнес в течение пары часов получает решение о кредитовании до 100 млн рублей по сокращенному пакету документов, а реализация сделки — от подачи заявки до получения денег — занимает всего пять рабочих дней.
Спросом пользуются и стандартные кредитные продукты. Здесь Росбанк с учетом либерализации рисковых подходов максимально облегчил процедуру принятия решения. Потому что для бизнеса скорость очень важна.
Мы остаемся активны и в рамках государственных программ. При росте ключевой ставки особенно актуально, чтобы компании имели возможность привлекать ресурсы по сниженной ставке. Поэтому мы предлагаем хеджировать ставку, где компания, купив опцион, защитит себя, если ставка будет расти.
— На какие цели в основном бизнес берет кредиты и насколько сложно их сейчас оформить?
— Основная цель — это оборотное кредитование. Но актуальными остаются и длинные инвестиционные цели — покупка или модернизация оборудования, приобретение недвижимости.
Насчет сложности получения однозначного ответа нет, так как все зависит от запроса компании, ее возможностей и возможностей банка. У сделки всегда две стороны, и здесь мы ищем баланс между риском и доходностью.
— Вы говорите о существенном росте кредитования. Какова в этом случае доля просроченной задолженности в общей сумме по кредитам среднего бизнеса?
— Если говорить про уральский регион, то сегодня размер просроченной задолженности — это несколько десятых процента от общего объема. И это не безнадежно просроченная задолженность — она будет возвращена, просто в другие сроки.
— В каких валютах сейчас чаще всего заключаются контракты в рамках ВЭД?
— Больше всего сделок проходят в юанях, хотя на самом деле контракт может заключаться в любой валюте, а проходить уже непосредственно в национальной валюте поставщика. То есть то, что казалось экзотическим в 2022 году, сейчас стало нормой.
В Росбанке открыты прямые корреспондентские счета в мягких валютах и мы видим, что оборот в них только прирастает. В тех случаях, где мы не можем провести платеж, предлагаем услуги сети партнеров и направляем клиентов. Мы работаем по принципу единого окна.
Если говорить о расчетах в российской валюте, то мы все чаще видим растущий спрос и динамику в Системе быстрых платежей. Оборот торговых компаний все больше переходит в этот сегмент. Мы понимаем, что для бизнеса это экономия, и видим здесь точку для своего роста.
— Какова роль инновационных технологий в сегменте банковского обслуживания среднего бизнеса? Насколько сильно внедрение искусственного интеллекта?
— В корпоративном сегменте Росбанк использует технологии искусственного интеллекта как в продуктовом направлении — например, для помощи в принятии скоринговых решений, так и в процессном направлении.
Но полностью на цифровизацию всех процессов в корпоративном бизнесе мы не перейдем, потому что мы позиционируем себя, как «банк с человеческим лицом». Да, искусственный интеллект будет нашим помощником, но всегда будет оставаться человеческий контакт.
— Какие планы у Росбанка в сегменте среднего бизнеса?
— Мы понимаем, что современный бизнес сотрудничает с разными кредитными организациями, диверсифицирует свои вложения. Поэтому будем продолжать предлагать клиентам максимальное количество услуг, в которых силен именно Росбанк. Мы работаем на рынке уже 30 лет, научились гибко адаптироваться к изменениям. Росбанк имеет наивысшие кредитные рейтинги национальных рейтинговых агентств, с 2015 года включен Банком России в перечень системно значимых кредитных организаций. Мы добились впечатляющих результатов, главный из которых — доверие многочисленных клиентов.