Для исполнителей на НПД это дает возможность работать легально с несколькими заказчиками, не загоняя себя в рамки трудового распорядка.
Выполненная работа или оказанная услуга дает компании основание для выплаты самозанятым вознаграждения. Оно может быть в виде предоплаты или постоплаты и оплачено по договору или счету.
На что обратить внимание:
-
При оплате по счету нужно указать в назначении платежа, какую именно работу или услугу выполнил внештатник.
-
При оплате по договору нужно указать в назначении платежа реквизиты договора и также вид услуг или работ, выполненных самозанятым.
-
В назначении платежа, как и в договоре, нельзя писать «зарплата» или «премия». Так как эти термины используются при оформлении трудовых отношений. И в таком случае с самозанятым необходимо заключить трудовой договор.
Способы оплаты вознаграждения самозанятым
1. Наличный расчет
Для оплаты работы или услуг внештатного исполнителя компании и ИП на законном основании могут использовать наличность из кассы. (указание ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У).
Такой способ расчета между заказчиком и самозанятым ограничен лимитом в 100 000 рублей по одному договору (п. 4 Указания ЦБ № 5348-У).
При этом компании обязаны оформить расходный кассовый ордер и отметить эту операцию в кассовой книге.
ИП могут использовать кассовые документы или отказаться от них по своему желанию.
В обоих случаях самозанятый должен в момент расчета выдать чек.
2. Корпоративная банковская карта
Таким способом можно оплатить услуги\работу самозанятого ИП, если у него есть POS-терминал.
В этом случае самозанятый также обязан выдать чек в момент расчета дополнительно к напечатанному терминалом подтверждению проведения платежа. Компании-заказчику важно помнить, что подтверждение из POS-терминала не является чеком от самозанятого!
3. Безналичный расчет
Этот способ позволяет заказчику юрлицу сделать выплату вознаграждения на личный банковский счет самозанятого. Для этого необходимо прописать реквизиты в договоре.
Также компания может сделать перевод с бизнес-карты по номеру банковской карты исполнителя или использовать сервис интернет-эквайринга. Допустим, в случае получения онлайн-консультации от самозанятого, который принимает оплату на своем сайте через сервис приема платежей.
Самозанятый и в этом случае должен выдать заказчику чек. Но срок выдачи чека обозначен не позднее 9-го числа следующего за выплатой месяца. Компании стоит проверить, чтобы в чеке стояла дата поступления средств, а не дата оформления самого документа.
4. Автоматизация через сервис «Мои самозанятые»
Когда компания пользуется услугами сразу нескольких самозанятых (например, привлекает курьеров, логистов или автоперевозчиков), то встает вопрос снижения трудозатрат на администрирование этих бизнес-процессов. Ведь помимо оплат нужно контролировать статус каждого исполнителя, подписывать акты, проверять предоставление чеков.
В таком случае удобнее автоматизировать рутинные задачи — документооборот, проверку статуса, выплаты и получение чеков — через сервис «Мои самозанятые».
Сервис позволяет безопасно электронно подписывать договоры и акты, делать выплаты реестром на счета и карты любых российских банков. А после оплаты автоматически получить чек, не дожидаясь, когда сам самозанятый его пришлет.