Одним из основных конструкционных элементов, влияющих на продолжительность эксплуатации конвейерной ленты, является конвейерный ролик. Низкое качество материала или ошибки в выборе типа конструкции роликов могут крайне негативно сказаться на рабочих параметрах ленты. Снизится ее производительность (скорость перемещения), лента будет провисать или смещаться, а ролики быстро изнашиваться, что потребует периодических остановок и дополнительных затрат для приобретения и замены опорных элементов. Поэтому, выбирая конвейерные ролики, необходимо проанализировать основные рабочие аспекты:
-
материал изготовления — пластик или металл;
-
максимально допустимая нагрузка — определяется типом подшипника;
-
габаритные размеры и другие технические параметры.
Классификация конвейерных роликов
Ролик конвейерный, который используется для поддержания конвейерной ленты имеет достаточно простую конструкцию. Он состоит из цилиндрического, реже конического, корпуса — обечайки и оси, на которую установлены подшипники. В зависимости от модели и требований, которые накладывают условия эксплуатации, конструкция может дополняться пыльниками, защитными шайбами, стопорными кольцами и т.п. Однако, несмотря на простоту конструкции, существует множество нюансов, определяющих правильность выбора и эффективность эксплуатации.
Назначение
В зависимости от области использования конвейерные ролики могут иметь следующие особенности конструкции:
-
Прямые — имеют цилиндрическую форму и используются для поддержания и перемещения плоских конвейерных лент. Могут использоваться в качестве опоры, как для верхней, нагруженной, так и для нижней, обратной части конвейера;
-
Конические — имеют скошенные грани, формируя усеченный конус. Используется на участках конвейера, где лента изменяет направление;
-
Дефлекторные — их конструкция препятствует смещению ленты. В свою очередь делятся на верхние, нижние и центрирующие. Также имеются конструктивные различия дефлекторов роликов для лент прямого и желобчатого типа;
-
Дисковые — используются в качестве очистных элементов. Устанавливаются в определенном месте нижней ветви для удаления налипших транспортируемых веществ;
-
Приводные — в конструкцию включен приводной механизм, выполняющий принудительное вращение роликов. Используются на конвейерах без лент — рольгангах.
Материал изготовления
В качестве материалов для корпуса конвейерного ролика чаще всего используются полимеры и металлы. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки:
-
Металл. Углеродистые низколегированные стали. Они обеспечивают высокую прочность и долговечность конструкции, однако имеют значительный вес и подвержены коррозии. То есть их нельзя использовать во влажной и агрессивной среде. Легированные сплавы (нержавейка) имеют такие же высокие показатели прочности и износостойкости, однако имеют высокую стоимость и большой вес, что приводит к необходимости укрепления несущей конструкции конвейера. Алюминий — не боится коррозии и имеет небольшой вес. Однако кроме высокой стоимости, алюминиевый ролик чувствителен к механическим воздействиям — может деформироваться под ударом. Как правило, используется в пищевой промышленности;
-
Полимеры. Для изготовления корпуса используются, как чистые полимеры, так и их компоненты с основой из поливинилхлорида, нейлона, различных производных полиамида. Физико-механические и химические свойства этих материалов находятся в общем диапазоне допустимых характеристик.
Покрытие
Независимо от материала изготовления основания, конвейерный ролик может оснащаться дополнительным внешним покрытием. Такие изделия называются футерованными, амортизирующими или, по типу материала покрытия, — обрезиненными. Покрытие наносится для улучшения эксплуатационных качеств. Кроме резины может быть использована кордовая ткань, также ролики могут иметь упругую, воздухонаполненную оболочку, резиновые кольца и т.п. Такие улучшения способны снизить уровень шума, смягчить ход конвейерной ленты и уменьшить степень повреждения от механических воздействий.
Ролики без покрытий называют базовыми, и их единственным достоинством является доступная стоимость. Они существенно ускоряют износ ленты.
Особенности конструкции
Конвейерные ролики принято разделять на два типа по конструкции:
-
Разборные ролики с лабиринтным уплотнением — механизм может быть разделен на отдельные части, для проведения ремонтных или профилактических работ — замены износившихся частей и смазки. Его использование может снизить общие затраты;
-
Неразборные — имеют литой или завальцованный неразъемный корпус и при выходе из строя подлежат замене. Их существенными достоинствами является простота конструкции и дешевизна.
Нагрузка
В зависимости от максимально допустимого веса ролики принято разделять на 3 основных категории:
-
Тяжелые — имеют усиленную конструкцию подшипникового узла, а также корпус с толщиной стенки не менее 3,5 мм, как правило, выполняются в обрезиненном виде;
-
Нормальные — наиболее распространенные модели, которые могут использоваться на различных конвейерных лентах. Как правило, эксплуатируются в помещениях с незначительными перепадами температуры и при средней нагрузке на ленту;
-
Легкие — используются на конвейерах с минимальной нагрузкой на ленту или при периодическом использовании.
Следует отметить, что выбор конкретной модели роликов осуществляется по индивидуальному расчету характеристик конвейера: нагрузки, скорости движения конвейерной ленты, интенсивность эксплуатации и т.п.
При трудностях с выбором конвейерного ролика Вы можете обратиться за консультацией к специалистам компании «Восток-Запад». Они помогут с выбором изделия, оптимального по по рабочим параметрам и стоимости, а при необходимости могут рассчитать и изготовить требуемые ролики по техническому заданию заказчика.