Новости партнеров , Екатеринбург ,  
0 

«Законы богатства». Азы управления личными и корпоративными финансами

​​​​​​​Всем, кто задумывается об управлении личными финансами, директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских рекомендует прочитать книгу «Самый богатый человек в Вавилоне». Вот, как она объясняет свой выбор.

На первый взгляд, в книге перечислены азбучные истины, но это основы, которые хорошо иногда повторять себе даже прожженным финансистам. Книга написана в стиле «сказок Шахерезады», поэтому прекрасно подходит для чтения с детьми.

Чем раньше дети начнут понимать, что процесс накопления капитала — это долгий путь, состоящий из понятных действий и шагов, — тем лучше.

Мне же хочется провести параллель между личными и корпоративными финансами.

«Законы богатства», перечисленные в книге, универсальны и применимы как к личным, так и к корпоративным финансам.

1. Начните пополнять кошелек.

«Из каждых десяти монет, положенных в кошелек, тратить только девять».

Часть заработанного надо откладывать в накопления.

В корпоративных финансах — это процесс формирования финансовых резервов. Резервы формируют финансово грамотные предприниматели, которые не живут одним днем, а смотрят за горизонт отчетного периода. Резервы нужны компании для того, чтобы пережить трудные времена, резко вырасти, или приобрести какие-то «плохо лежащие» активы. Я видела бизнесы, в которых были миллиардные обороты, но они уходили в банкротство, когда не могли погасить кредит в несколько миллионов рублей.

2. Контролируйте расходы.

« и теперь я вам раскрою одну истину: то, что мы называем «насущными потребностями», будет расти прямо пропорционально нашим доходам, до тех пор, пока мы не воспротивимся такому порядку вещей».

Золотые слова 👆🏼

Если вы не будете контролировать расходы бизнеса — они будут постоянно расти. Не верите? Проверьте.

Важно понять одну истину — сокращение расходов это постоянный процесс, это регулярный менеджмент. Только в этом случае, вы сможете расходами управлять.

В фин менеджменте инструмент контроля расходов — это бюджетирование. Каждый ответственный (руководитель ЦФО, центр финансовой ответственности) должен защитить свои расходы и не превышать. Если вы будете увлечены ростом выручки, не выстроив управление затратами — вы можете получить прибыли не больше, а меньше.

3. Приумножайте богатство.

«Золото приумножается, если только оно постоянно работает».

Деньги должны работать. В бизнесе есть масса мест, где деньги могут оседать и начать «протухать». Например, на складе. Товары, материалы, которые более года лежат без движения — скорей всего уже морально и материально устарели. Но самое главное, что капитал, вложенный в этот товар, не оборачивается и не приносит прибыли. И постепенно превращается из оборотного капитала, в то, что предпринимателю придется списать на убытки.

То же самое, дебиторская задолженность. Практически в каждой компании есть невозвратная дебиторка. С ростом дебиторской задолженности растет и объем сомнительной дебиторки, часть из которой списывается в конце года в убытки.

Даже остатки на расчетном счете должны работать. Можно использовать овернайты, или просто хотя бы начисление процентов на остатки — но деньги должны работать.

Еще полезно считать не просто прибыль (маржу) по сделке. А прибыль с учетом стоимости денег, замороженных в сделке. Вы же понимаете, что дебиторская задолженность — это бесплатное кредитование ваших покупателей.

Но, ничего бесплатного не бывает. Если среднюю дебиторскую задолженность по клиенту умножить на стоимость Капитала (wacc), вы можете обнаружить не прибыль, а экономический убыток по сделке.

4. Берегите свое богатство от потерь

«Охраняйте накопленное, инвестируя только в проекты, гарантирующие полную безопасность вклада».

По моей оценке, 50% Предпринимателей теряют деньги, вкладывая в проекты друзей, знакомых, или просто давая взаймы знакомым под высокие проценты.

Про займы под высокие проценты. Обычно «займы с рук» ищут те, кого не финансируют банки. Банк не финансирует в двух случаях — компания перекредитована или имеет бардак в отчетности. Конечно бывают редкие случаи, когда банки не дают кредит бизнесу, потому что компании еще не исполнился один год. Но это редкость. Чаще всего — это бардак в отчетности!

Этот бардак оборачивается тем, что Предприниматель часто не знает, сколько он на самом деле зарабатывает. Часто привлечение займа под высокие проценты превращается в финансовую пирамиду — когда за счет нового займа возвращается предыдущий. Ну вы понимаете, что обычно бывает с финансовыми пирамидами.

Иногда, ко мне обращаются с вопросом: «Ирина, посмотри, можно ли ему дать займ». В 8 из 10 случаев я не рекомендую выдачу займа. Если вы используете такие способы «приумножения» богатства, рекомендую проводить мини-андерайтинг, и как минимум попросить вашего заемщика показать вам финансовую отчетность за последний год. Если не представит в течение суток, давать ему кредит опасно.

5. Превратите свое жилище в прибыльное предприятие.

«Становясь владельцем собственного дома, человек открывает для себя массу приятных ощущений».

Я считаю, что бизнес должен приносить предпринимателю удовольствие. Моральное и материальное. Материальное — это достойные дивиденды, размер которых напрямую зависит от финансовой стратегии бизнеса.

Моральное — мне нравится утверждение Славы Полунина «работать только с теми, с кем хочется обняться». Часто для меня это внутренний лакмус — свой не свой.

6. Обеспечьте доход на будущее.

«Надлежит заранее обеспечить себе доход на будущее, чтобы достойно встретить старость».

Предпринимателю надо понимать, что деньги, вложенные в бизнес — это высокорискованные инвестиции. Нельзя держать весь свой капитал в бизнесе. Риски надо диверсифицировать, то есть раскладывать по разным корзинам. Ну и еще — пока компания не выплатила дивиденды, деньги заработал бизнес, а не предприниматель.

7. Совершенствуйте умение зарабатывать.

«Совершенствовать свои способности и навыки, учиться и становится мудрее».

Учиться, учиться и еще раз учиться.

Но! Предприниматели не любят учиться финансам.

Проверьте, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

1. Какая точка безубыточности вашего бизнеса?

2. Сколько денег надо бизнесу, чтобы он мог выполнить план по прибыли?

3. Что является причиной кассовых разрывов?

4. Сколько денег (дивидендов) можно забрать из бизнеса?

5. Какую величину кредита можно безопасно привлечь и по какой ставке?

6. С какой доходностью работают ваши деньги в бизнесе?

7. Как посчитать финансовую устойчивость компании?

Если больше чем на три вопроса вы ответили «не знаю», вам следует изучить основы финансового менеджмента — то, без чего невозможно устойчивое, успешное развитие компании.