Информационный рынок пресыщен предложениями по обучению маркетологов. Например, прослушал трехдневные курсы в интернете и можешь работать в сфере маркетинга. На самом деле эта сфера деятельности включает в себя множество профессий, которые требуют обширных знаний и практической подготовки. На что обратить внимание, какие специалисты востребованы, каковы их плюсы и минусы?
Что такое маркетинг
Маркетинг простыми словами – это деятельность по формированию спроса и удовлетворения потребностей общества, конкретного потребителя.
Его функции заключаются в следующем:
-
анализ рынка – изучение групп покупателей, потребностей, конкурентов предприятия, внутренних ресурсов самого производителя;
-
производство – подготовка к выпуску товара, создание материальной базы, логистика, управление производственными мощностями;
-
сбыт – поиск потребителей, организация торговых точек и сервиса;
-
контроль – управление процессами производства и сбыта, мониторинг, общение между подразделениями, покупателями и производителями.
Список перспективных профессий в маркетинге
Работа в маркетинге – возможность трудиться удаленно, что привлекает и соискателей, и работодателей. Поэтому в 2022 году потребность в продажниках по информации от рекрутинговых компаний (например, HeadHunter) возросла на 60%.
Востребованные профессии в маркетинге:
-
SMM- менеджеры;
-
специалисты по таргетированной и контекстной рекламе;
-
копирайтеры и SEO-оптимизаторы;
-
контент/аккаунт-менеджеры;
-
email-маркетологи;
-
PR и комьюнити-менеджеры.
По данным рекрутинговых агентств, повышается спрос на узких специалистов. В прошлом работодатели предпочитали универсалов, но бизнес усложняется и требует большего количества каналов коммуникаций с потребителями. Поэтому «и чтец, и на дуде игрец» уже не справляется с таким объемом информации и выполняет задачи по качественному продвижению бренда.
Обзор профессий в маркетинге
Рекрутинговые компании считают, что спрос на маркетологов будет только увеличиваться. Но сделать точный прогноз о наиболее востребованных профессиях невозможно. Поэтому следует изучать особенности смежных профессий, что повысит вашу ценность на рынке труда.
SMM-менеджер
Часто работодатели ставят знак равенства между SMMщиком и таргетологом. Эти маркетинговые профессии взаимосвязаны, специалисты подменяют, но не полностью заменяют друг друга.
SMM-менеджер занимается рекламой в социальных сетях. В задачи входит:
-
разработка стратегии продвижения бренда в соцсетях;
-
разработка мероприятий по привлечению внимания покупателей – акции, распродажи, марафоны;
-
разработка контент-плана;
-
написание постов, креативов, но, как правило, эту часть работы делегируют копирайтеру;
-
анализ результатов рекламы.
Таргетолог
Задача такого специалиста – настройка рекламы. Написание контента, проверка текстов, общение с авторами не является сферой его ответственности.
Задачи таргетолога:
-
анализ ниши, конкурентов, рынка;
-
создание креативов с дизайнером;
-
настройка рекламы в соцсетях;
-
анализ результатов.
Таргетологи востребованы в рекламных агентствах, которые специализируются на комплексном обслуживании заказчиков.
Контекстолог
Задача специалиста – настройка, сопровождение рекламы в Яндекс.Директ и Google Ads. Количество систем, с которыми работает контекстолог, зависит от пожеланий заказчика. Такие специалисты также проводят анализ целевой аудитории и конкурентов. Особенности профессии контекстолога:
-
сбор семантического ядра;
-
подготовка контента с дизайнером;
-
подготовка медиаплана, составление бюджета компании;
-
запуск рекламы и анализ ее результатов.
Копирайтер, редактор
Задача специалистов – создание текстового контента. Сюда входят продающие тексты, реклама, слоганы и информационные статьи, посты для социальных сетей.
Разделение специализаций в этой сфере достаточно условно, так как опытный копирайтер способен писать разные виды текстов, проверять материалы приглашенных авторов. А редактор наряду с проверкой текстов, может участвовать в написании контента.
SEO-оптимизатор
Задача копирайтера – написать грамотный текст, а SEOшника – продвижение сайта в поисковиках, улучшение ранжирования, увеличение трафика.
Что делает сеошник:
-
аудит сайта;
-
сбор семантического ядра;
-
создание ТЗ копирайтеру и контроль выполнения;
-
анализ результата.
Некоторые «гуру маркетинга» из трехдневных курсов кричат, то оптимизация контента не нужна. Но SEO – это читабельные и интересные тексты, анализ трафика, что позволяет предоставить заказчику требуемый результат.
Бренд-менеджер
Бренд-менеджер – это высококлассный специалист, который начинал профессиональную деятельность с обычного маркетолога. Его задачей является сделать товар узнаваемым на рынке, участвовать во всех процессах, связанных с созданием репутации компании.
Что должен делать бренд-менеджер:
-
анализ аудитории;
-
формирование образа и стратегии продвижения бренда;
-
планирование методов ведения рекламы – взаимодействие со СМИ, организация выставок;
-
контроль ведения компании и анализ результатов.
Специалисты этого направления востребованы. Их немного, бренд-менеджеры имеют хорошие коммуникативные навыки, становятся «лицом компании».
PR-менеджер
Задачи PR-менеджера сходны с обязанностями бренд-менеджера, так как оба формируют позитивный имидж компании. Но пиарщики работают со СМИ, создают инфоповоды, анализируют узнаваемость бренда, проводят выездные мероприятия.
Работа в сфере маркетинга – это не про «купи-продай», а анализ рынка. Это механизм, который создает новый товар и делает его интересным для потребителя. Специалисты в этой сфере востребованы на рынке труда. Но все направления интернет-маркетинга требуют постоянного обучения, повышения квалификации. Только терпеливый, скрупулезный человек найдет лучшую для себя профессию и достигнет успеха.