Российский туристический бизнес сейчас столкнулся с беспрецедентными сложностями, которые ставят под угрозу дальнейшую деятельность большинства работающих в сфере компаний. Какие антикризисные меры предпринимают участники рынка, и на чем сосредоточили работу — рассказала Ольга Смышляева, основатель туристического агентства Wanderlust, эксперт в области кастомизированного туризма.
Вынужденный квест
Едва оправившись после более чем полутора лет ковидных ограничений, туристическая отрасль в РФ вновь ввергнута в шоковое состояние. Многие страны мира закрыли небо для российских самолетов, возникли юридические сложности с авиапарком и оформлением документов, курсы валют значительно поднялись, повис вопрос с банковскими картами и платежами за рубежом. Ольга Смышляева сообщила, что сейчас работа туристических компаний сосредоточена, в основном, на возвращении граждан РФ из-за границы, оформлении возвратов по отмененным рейсам и турам, консультации попавших в трудное положение туристов, организации деловых и необходимых поездок.
Однако большинство стран по-прежнему впускают россиян, закрыто лишь воздушное пространство. На деле турпоток ограничен только сохранившимися ковидными ограничения и визовыми требованиями. По сути, главные сложности сейчас — осуществление платежей за рубежом и логистика, которая превратилась в настоящий квест.
Ольга Смышляева пояснила, что на данный момент в РФ летают 29 авиакомпаний из 20 стран. Примеры доступных направлений на прямых рейсах: ОАЭ, Катар, Бахрейн, Турция, Израиль, Шри-Ланка, Марокко, Иран, Ирак, Венесуэла, Монголия, Индия, Казахстан, Армения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия и Азербайджан.
Единственная страна в Европе, не отменившая для РФ перелеты — Сербия. Air Serbia продолжает осуществлять прямые рейсы из Москвы в Белград и по ряду других направлений. Однако сейчас авиакомпания испытывает внешнее давление со стороны остальных европейских стран, что может привести к сокращению рейсов уже в ближайшее время.
Планируют запустить рейсы в РФ зарубежные авиаперевозчики не из ЕС. К примеру, компании из Саудовской Аравии Saudia, Омана — Oman Air. По полетам российских авиакомпаний полной ясности пока нет. Поэтому рынок находится в подвешенном состоянии. Однако многие игроки, в том числе Ольга Смышляева, настроены оптимистично. По ее мнению, пусть прямых рейсов на данный момент не так много, но с пересадкой добраться можно практических в любую точку мира.
Пережили ковид, и это переживем: личный опыт
Туристическое агентство Wanderlust сейчас столкнулось с серьезными финансовыми сложностями. Количество новых бронирований наземного обслуживания с 24 февраля 2022 временно сократилось почти на 70%. Менеджеры компании Ольги Смышляевой, по ее словам, в основном заняты в настоящий момент абсолютно «безвозмездной» работой: оформляют возвраты по отмененным рейсам, помогают людям вернуться домой, приобретая им альтернативные билеты зарубежных авиакомпаний или оформляя на «вывозные» рейсы. А также решают вопросы с возвратом денег за отмененные поездки и оплатой услуг за границей после блокировки карт Visa и Mastercard.
Руководство туристической компании Wanderlust уже продумывает ряд мер по сокращению текущих расходов. Однако настроено полностью сохранить команду. «Пережили ковид, и это переживем», — уверена Ольга Смышляева.
Эксперт в области кастомизированного туризма рассказала, что у компании хороший антикризисный опыт. Во время пандемии, поставившей все поездки «на стоп», команда студии путешествий Wanderlust инвестировала все свое время в поддержание взаимодействия с клиентами. В том числе — через создание интересного и увлекательного контента в разных точках касания: социальных сетях, сайте, рассылках. В результате удалось не только сохранить высокий уровень доверия текущих клиентов, но и привлечь новую аудиторию.
«Как только туризм стал вновь возможен — сначала внутренний, по России, а потом и поездки за рубеж, — на нас буквально посыпались заказы подписчиков. В итоге наша компания лишь выросла в кризисной ситуации. И в настоящее время мы также не планируем опускать руки», — рассказала Ольга Смышляева, основатель туристического агентства Wanderlust.
Первое, что по мнению Ольги нужно учитывать — путешествия сейчас возможны и доступны, пусть в усеченном виде и с дополнительными сложностями. Есть и спрос — людям все так же нужно вывезти детей на море, отправиться в рабочую поездку, пройти лечение в российских и зарубежных wellness и медицинских клиниках, навестить родственников, просто отдохнуть. На этом будет сосредоточена основная деятельность компании.
Также основатель туристического агентства Wanderlust планирует использовать время, освободившееся из-за уменьшения количества бронирований, для повышения эффективности компании. А именно — усилить работу над контентом, повысить квалификацию сотрудников в разных областях, внедрить новые IT-решения, усовершенствовать и автоматизировать бизнес-процессы.
«Любой кризис — это шаг к освоению новых горизонтов. В наших планах — усиление продаж на рынке корпоративных туристических услуг, в том числе организация командировок для бизнеса и создание интересных, нетривиальных маршрутов. Во времена ковидных ограничений с нашей помощью россияне открыли для себя Родину, получили незабываемые впечатления. Сейчас мы дадим им возможность изучить нетривиальные направления — Саудовскую Аравию, Ливан, Бахрейн, Иорданию, Оман, Монголию, страны Африки. Кроме того, вновь открываются популярные и любимые туристами страны Азии — Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Индонезия, Индия. По-прежнему доступными и востребованными останутся острова Индийского океана — Мальдивы, Сейшелы, Маврикий. Добраться туда, хоть и с пересадками, но вполне возможно», — поделилась планами Ольга Смышляева, основатель туристического агентства Wanderlust.
Что будет с рынком: вероятные тренды
По прогнозам туристического агентства Wanderlust, цены на проживание в таких странах как Турция, Египет, Мальдивы, ОАЭ не должны значительно увеличиться в валютном эквиваленте. А вот стоимость перелетов по указанным направлениям пока останется высокой — в связи с ограниченным количеством перевозчиков.
Ольга Смышляева уверена, что возрастет популярность услуги «All inclusive». Проблемы с переводами и снятием наличных за рубежом пока решаются. Поэтому туристы предпочтут оплатить все заранее, вместе с туром.
Продолжит развиваться внутренний туризм. В 2022 году стоит ожидать всплеск запросов на отдых в России, как пляжный, так и экскурсионный. Однако до сих пор не решен больной вопрос с качественными объектами размещения. Спрос на них превышает предложение, соответственно, растет и цена. С другой стороны ее подталкивают курсы валют.
Эксперт по кастомизированному туризму считает, что из-за блокировки карт Visa и Mastercard, введения ограничений по снятию и покупке валюты и ухода из РФ агрегатора Booking.com доля самостоятельных российских путешественников значительно сократится, а организованный туризм, напротив, начнет расти. Но из-за высоких цен и сложной логистики выездной туризм до стабилизации ситуации будет доступен немногим.