По данным международной консалтинговой компании McKinsey, 45% проектов по разработке программного обеспечения превышают предполагаемый бюджет. Поэтому серьезные проекты в IT невозможны без специальных людей — бизнес-аналитиков. Они являются связующим «мостом» между заказчиками и разработчиками. В сферу их обязанностей входит выявление требований, переговоры с заказчиком в таком ключе, чтобы заказанная функциональность программного обеспечения (ПО) была не только разработана программистами, но и был принят результат. При этом желательно, чтобы затраты и время на разработку не превысили значений, которые были в договоренностях. Есть специальные инструменты и материалы, которые позволяют делать проекты эффективнее, а коммуникации качественнее. Рассмотрим, чем эти специалисты пользуются и где можно этому обучиться.
Где учиться бизнес-аналитикам
Желающим «прокачать» свои навыки помогут лучшие курсы для БА в онлайн-формате. Это воркшопы высокого уровня сложности с двумя экспертами.
Курс подойдет специалистам, которые:
- Работают более 2-х лет бизнес-аналитиком.
- Желают сделать эффективной Discovery Phase.
- Хотят перейти на позицию Lead Business Analyst.
Один из важных этапов при разработке ПО — это понять стоимость работы, оценить ее и договориться об оплате этого объема с клиентом. Для этого проводится так называемая Discovery-фаза. Она заключается в сборе информации, понимании отрасли и специфики бизнеса, выработки вариантов решения, оценке ожиданий заказчика, лиц, принимающих решение, и конечных пользователей. Ее продолжительность зависит от масштаба проекта и может занимать от недели до месяца. Бизнес-аналитик на этапе «Дискавери» должен иметь определенные артефакты. О том, какие нужны документы для аналитики можно почитать подробнее.
Discovery Phase в большинстве случаев предполагает 3 вида так называемых артефактов:
- Business Requirements Document (документ с бизнес-требованиями).
- Use Case Diagram (диаграмма вариантов использования).
- Context Diagram (контекстная диаграмма).
Фазу «Дискавери» важно проводить быстро и глубоко, чтобы затраты не выросли впоследствии в 2 раза, а заказчик не «сбежал» до разработки или во время нее. Если проект сложный, нестандартный, специфичный, регулируется законодательством или есть другие причины, почему не подходит какое-либо выработанное решение IT-компанией, этап Discovery должен быть обязательно. Опыт показывает, что иначе заказчик получает не то что нужно и разочаровывается.
Из чего состоит фаза «Дискавери» и почему о ней нужно знать
Под Business Requirements Document (BRD) понимается информация от клиента: требования, возможности, метрики. Документ может объединять целые специализированные разделы, которые не всегда используются, но о которых требуется знать. Это Business Problem statement (постановка бизнес-задачи, проблема бизнеса), Business objectives (конкретные, измеримые результаты), Project scope (масштаб проекта), Project costs (стоимость проекта) и многое другое.
Технические возможности опишет Use Case Diagram: это описание вариантов использования, которые призваны охватить проект «вширь», а не заниматься глубокой проработкой. Диаграммы контекста показывают взаимодействие между системой и другими действующими лицами (внешними факторами), с которыми система предназначена для взаимодействия. Ее можно представить в 2-х видах: для бизнеса (Business Context Diagram) и системы (System Context Diagram).
В успешных проектах фраза «Дискавери» используется для внесения ясности на ранней стадии и снижения рисков, а также для обеспечения более структурированного процесса динамики инвестиций с течением времени.
Приверженность этапу Discovery особенно ценна для бизнеса по трем причинам:
- Снижает риск проекта.
- Приводит состояние проекта в соответствие с бизнес-результатами.
- Сокращает время выхода на рынок.
Хотя преимущества Discovery очевидны, может возникнуть вопрос, нужно ли это действительно всем бизнес-аналитикам, которые работают над разного рода проектами: с искусственным интеллектом, цифровыми продуктами и продуктами, ориентированными UX. Не играет роли, какое именно программное обеспечение разрабатывается. Это методология, которая применима в любой сфере. Потому что в каждом проекте можно выделить эти 3 вещи: understanding (понимание), ideation (идея) и decision (решение). Бизнес-анализ — это деятельность, для которой придумано много инструментов, которые не стоит «изобретать» самостоятельно. Гораздо быстрее и правильнее обучиться этому у профессионалов.