Однако, по мнению экспертов, говорить об окончательной капитуляции преждевременно.
В советское время шифер – кровельный материал, изготавливаемый из цемента, воды и природного минерала хризотил-асбеста – использовался повсеместно. Им покрывали и многоэтажные здания, и частные дома. Последние 25 лет шифер заметно уступил кровельным материалам из металла, ондулину и гибкой кровле.
Помимо прочего уменьшение доли шифера связано с изменениями в дизайне и архитектуре: плоские крыши стали превалировать над скатными, а шифер используется именно для скатной кровли. Если в 2003 году соотношение сегментов было равным, то в 2014 году доля материалов для плоских крыш возросла до 60 %.
Еще одним важным фактором стало то, что в последние три года рынок всех стройматериалов несколько просел: из-за экономического спада число возводимых объектов – как индивидуальных, так и многоэтажных – уменьшилось.
В итоге за последние 10 лет количество российских предприятий, выпускающих волнистые хризотилцементные листы (шифер), сократилось с 17 до 12 – с рынка ушли пять игроков. Сейчас в каждом округе России работает один-два завода, специализирующихся на изготовлении шифера.
Ценообразование способствует росту продаж
Несмотря на общее снижение доли материалов для скатных крыш, говорить о том, что шифер перестал пользоваться спросом, нельзя. Более того, по данным исследования ABARUS Market Research, в 2016 году этот кровельный материал снова начал набирать обороты.
В начале 2016 года на шифер приходилось 12% от общего объема продаж. По итогам 2016 года процент достиг 16%. Либерти Маркетинг Бюро в рамках работ по маркетинговому сопровождению деятельности Хризотиловой Ассоциации прогнозирует сохранение тенденции и возможность роста доли шифера на рынке до 18% к 2020 году.
«В первую очередь это связано со стоимостью хризотилцементных листов. Шифер дешевле других кровельных материалов, а в то время как доходы населения и компаний упали, это становится существенным фактором», – отмечают эксперты. Дают свои плоды и усилия, предпринимаемые Хризотиловой Ассоциацией, для возрождения использования шифера.
По мнению специалистов, несмотря на то, что количество игроков на рынке уменьшилось, оставшиеся производители смогут закрыть все потребности строителей в материале.
До 20% шифера уходит на экспорт
Лет 15 назад шифер выпускали в основном для России – не более 3% общего объема производства уходили в такие страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан. В последние 3-5 лет экспорт этого вида кровли начал расти. Шифером по-прежнему интересуются бывшие соседи по Советскому Союзу, но теперь вектор сотрудничества сменился на юг: российский шифер закупают Молдова, Азербайджан, Туркмения, Грузия. Сейчас доля экспорта достигает 20% от всего произведенного материала.
Производителям шифера играет на руку тот факт, что ввоз этого вида кровли в нашу страну запрещен с 2006 года. Правда, российским заводам приходится бороться с контрафактом: несмотря на законодательное ограничение, часть материалов поступает из Китая нелегально.
Эксперты строительного рынка говорят о том, что шифер как кровельный материал снова набирает популярность. При этом необходимо учитывать, что в последнее время потребителей интересуют современные виды материала: например, мелкоразмерный окрашенный шифер. Так что производителям стоит больше внимания уделять изучению спроса и развивать новые технологии.