Новости партнеров , Екатеринбург ,  
0 

Как выбрать маркетплейс. Советы эксперта

Как выбрать маркетплейс. Советы эксперта
Какие минусы и преимущества есть у маркетплейсов, и как выбрать площадку – рассказал Дмитрий Ковпак, эксперт по торговле с Китаем.

Все в Сеть

Аналитики прогнозируют стремительный рост российского рынка e-commerce, его объем через четыре года может увеличиться втрое, до ₽ 10-11 трлн. В последнем квартале 2021 спрос на продажу и покупку в маркетплейсах в ряде регионов поднялся в несколько раз.

Растет и количество поставщиков. Малый и средний бизнес, а также самозанятые граждане в текущем году стали активнее использовать маркетплейсы для реализации товара. К примеру, в начале 2021 на Wildberries поставщиков было около 80 тыс., сейчас — более 340 тыс.

Такой скачок популярности маркетплейсов у бизнеса вызван целым рядом факторов. Во-первых, выход на площадку позволяет компенсировать потери, вызванные закрытием онлайн-точек. Во-вторых, существенно расширить потребительскую аудиторию и географию. Третье — благодаря маркетплейсам процесс вывода продукта на рынок и его продажи проходит быстрее и выгоднее. Особенно это актуально для начинающих предпринимателей. Четвертое — спрос потребителей на подобный формат планомерно увеличивается во всех секторах.

Новые стандарты работы

Продавать товары на некоторых маркетплейсах помимо официально зарегистрированных ИП и компаний теперь могут и самозанятые граждане. Это взаимовыгодное сотрудничество — малый бизнес получает больше возможностей для старта, маркетплейсы — расширяют географию и ассортимент. Полезно решение и для экономики страны. Проблема пока только в логистике — сейчас в e-commerce остро стоит вопрос с поиском кадров для доставки, сортировки и упаковки заказов.

Также Минпромторг в данный момент занимается регулированием работы маркеплейсов и сотрудничества платформ с продавцами. В стандарты в ведомстве планируют включить, в том числе, материальную ответственность площадок за потерю и порчу товара, обязать их решить проблему реализации контрафакта и несертифицированной продукции, обеспечивать оперативную обратную связь, уведомлять поставщиков об ухудшении условий сотрудничества в срок, за который возможно вывезти товар со склада. Введение нормативного регулирования участники рынка оценивают положительно, ряд проблем давно требовал решения.

Плюсы и минусы работы с маркетплейсами

Главное преимущество использования маркетплейса для бизнеса — возможность стартовать быстро даже с нуля без больших вложений. Также сотрудничество с платформами позволяет расширить географию, выйти на новые рынки, в том числе зарубежные, получить качественные целевой трафик и аналитику для построения успешной стратегии. Все это помогает сосредоточиться не на продвижении и привлечении покупателей, а на качестве продукции и ассортименте.

Основной недостаток маркетплейсов — сотрудничество с ними всегда связано с рядом дополнительных трат. Поставщики обязаны оплачивать ежемесячный абонентский взнос, процент с любого проданного товара и заключенной сделки, хранение и доставку продукции. Другими словами, чем выше оборот — тем больше нужно платить. Весь функционал платформы продавцы могут использовать лишь после приобретения премиум-аккаунта. При этом они обязаны неукоснительно соблюдать правила маркетплейса, в противном случае ухудшится выдача либо площадка заблокирует профиль.

Но при правильном ценообразовании большинство минусов можно нивелировать. Для этого предприниматель должен закупать либо изготавливать товар недорого, и выставлять на маркеплейсы с наценкой от 100-150%. К примеру, если приобретать или производить продукцию в Китае и поставлять ее на площадку, выручка с одной позиции в месяц может принести два-три миллиона рублей.

5 критериев выбора маркетплейса

Первое, на что следует обратить внимание — размер комиссии и частота выплат. Комиссия для каждой категории товаров индивидуальна, у каждого маркетплейса она своя. Выплаты ряд площадок производит раз в неделю, а не на следующий день после оплаты товара покупателем.

Второй важный критерий — требования к продавцу. Некоторые маркетплейсы могут отказать поставщикам из-за неофициального статуса торговой марки. Другие не работают с самозанятыми — только с юрлицами и ИП.

Третье — категория товаров. Хотя маркетплейсы сейчас работают практически с любой продукцией, сегрегация все же есть. К примеру, Lamoda работает исключительно с поставщиками одежды, обуви, косметики и аксессуаров.

Четвертый критерий — логистика. Для сотрудничества с некоторыми маркетплейсами необходимо передать большую партию сразу на их склад. Другие работают исключительно как витрина, и товар предприниматель должен доставлять сам. Также есть еще два варианта — потребитель может забронировать товар и приехать за ним в пункт выдачи, либо drop-off.

Пятый пункт — количество покупателей и продавцов. Чем их больше — тем лучше. Данные можно запросить у представителей маркетплейса при регистрации. При этом на площадке не должно быть слишком много конкурентов. Иначе высок риск, что товар затеряется среди сотен подобных, и продажи встанут.

Как выбрать маркетплейс. Советы эксперта

Стоит ли работать с несколькими маркетплейсами?

Дмитрий Ковпак утверждает, что для масштабирования бизнеса присутствие на нескольких площадках необходимо. Но начинать надо всегда с одной. Предпочтение стоит отдавать той, на которой меньше всего конкурентов — прибыль будет выше.

Малому бизнесу и стартовать нужно с малого. Оптимальный вариант — начать с магазина ВКонтакте. Такой подход позволит оптимизировать процессы и подготовиться к выходу на более крупную площадку.